- Классификация смазок по NLGI
- Как подобрать смазку
- Какую смазку использовать для подшипников
- Смазки EP-2 Экстрим M220
- Товар по теме:
- Пластичная противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»
- Содержание
- Что означает маркировка EP-2?
- Классификация смазок EP
- Производство противозадирных смазок
- Характеристики смазок с противозадирными присадками EP-2
- Сферы применения
- Плюсы и минусы
- Смазка СУПРОТЕК Экстрим EP-2 М220
- Пластичная противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»
Классификация смазок по NLGI
National Lubricating Grease Institute (NLGI) — Национальный институт пластичных смазок (США) разработал классификацию смазок, которая приобрела международный статус.
Содержание
Категория качества автомобильных смазок NLGI
Обозначения
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Классификации NLGI
Категория качества автомобильных смазок NLGI
NLGI LA • NLGI LB • NLGI GA • NLGI GB • NLGI GC
Смазки категории NLGI LA
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40 до +120 С при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI GA
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20 до +70 С. Дополнительных требований нет.
Смазки категории NLGI GB
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим — это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +120 и даже до +160 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI — NLGI 1 и NLGI 3.
Смазки категории NLGI GC
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +160 и даже до +200 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки NLGI — NLGI 1 и NLGI 3.
Обозначения
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак – символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.
Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Как подобрать смазку
Как известно, для жидких смазочных материалов разработано множество стандартов и спецификаций. В противоположность им пластичные смазки не имеют столь четких стандартов, позволяющих выбрать нужный продукт. Одни потребители ориентируются на привычный цвет смазки, другие ищут просто качественный продукт.
В данном случае качество вовсе не абстрактное понятие. Качественная смазка, которая хороша для одного применения, может не работать для другого. Для того, чтобы разобраться в факторах, влияющих на выбор необходимой консистентной (пластичной) смазки рассмотрим следующий принцип. Этот принцип заключается в подборе необходимого сочетания вязкости базового масла, консистенции по NLGI и типа загустителя.
Вязкость базового масла
Одним из наиболее ответственных показателей любой смазки является вязкость базового масла. Важно не путать вязкость базового масла с консистенцией смазки (NLGI)! Трущиеся поверхности могут смазываться как маслом, так и смазкой. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. В любом случае выбор вязкости базового масла в смазке сходен с выбором вязкости смазочного масла.
Есть несколько методов для выбора вязкости базового масла смазки. Один из них основан на скоростном факторе (DN).
DN = N x (Dн + Dвн) / 2,
N – частота вращения, об/мин, Dн – наружный диаметр подшипника в мм, Dвн – внутренний диаметр подшипника в мм.
Вычислив скоростной фактор (DN) и зная рабочую температуру можно определить по графику вязкость базового масла (ISO).
Эта вязкость для подшипников, работающих при небольших нагрузках. Для нормальных нагрузок рекомендуется умножить вязкость на два, для повышенных нагрузок — на три.
Можно также руководствоваться таблицей, приведенной ниже.
Какую смазку использовать для подшипников
Какую смазку использовать для подшипников.
Здравствуйте, дорогие читатели блога!
Самый распространенный вопрос в поисковых системах Интернет звучит предельно просто. Это вопрос о том, какую смазку использовать для подшипников. Но так как универсальный ответ на этот вопрос дать невозможно, предлагаю вместе рассмотреть принцип подбора смазочного материала для конкретных условий эксплуатации. Подчеркиваю, единого смазочного материала для подшипников не существует. Смазка должна обеспечить работу подшипника в тех условиях, в которые он помещен. Самая лучшая смазка для одних условий, в других условиях может оказаться полностью неработоспособной.
Итак, принцип подбора смазки.
Этот принцип заключается в подборе необходимого сочетания вязкости базового масла, консистенции по NLGI и типа загустителя.
Теперь по порядку.
Вязкость базового масла
Рассмотрим, каким образом происходит «смазывание» трущихся поверхностей? Как выглядит это явление?
Явление смазывания представляет собой превращение трения между твердыми телами в трение жидкости – гидравлическое трение. Очевидно, жидкость оказывает гораздо меньшее сопротивление, чем оно имеет место при преодолении трения покоя и трения скольжения между твердыми телами. Гидравлическое трение представляет собой трение между слоями жидкости при её течении. В различных жидкостях оно различно и зависит от их свойств. Поэтому трение между смазываемыми твердыми поверхностями зависит от особенностей жидкости между ними. Характер жидкостного трения определяется как сопротивление смещению слоёв жидкости и измеряется показателями динамической и кинематической вязкости. Чем выше вязкость, тем больше сопротивление течению, но и устойчивость слоя жидкости выше. Это явление лежит в основе смазывания. В качестве смазывающей жидкости выступают различные масла, которые используются в производстве всех смазочных материалов. Они называются базовыми маслами. Пластичные смазки, которые мы решили рассмотреть в этой статье, также в своей основе содержат базовые масла. Смазывающие свойства пластичных смазок зависят от особенностей базовых масел и, главным образом, от их вязкости.
Таким образом, одним из определяющих показателей любой смазки является вязкость базового масла.
Есть несколько методов для выбора смазки по вязкости базового масла. Один из них основан на скоростном факторе (DN).
DN = N x (Dн + Dвн) / 2,
N – частота вращения, об/мин, Dн – наружный диаметр подшипника в мм, Dвн – внутренний диаметр подшипника в мм.
Вычислив скоростной фактор (DN) и зная рабочую температуру можно определить по графику вязкость базового масла (ISO).
Вязкость 22 сСт, найденная по графику, соответствует условиям работы подшипников при небольших нагрузках и высоких скоростях. Для нормальных нагрузок рекомендуется умножить вязкость на два, для повышенных нагрузок — на три.
Можно также руководствоваться таблицей, приведенной ниже.
Скоростной фактор (DN)
Вязкость базового масла при 40⁰С
Смазки EP-2 Экстрим M220
Товар по теме:
Пластичная противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Содержание
Пластичные смазки с присадками EP 2 позволяют максимально защитить поверхности трения от ускоренного износа, снизить коррозию металла, предотвратить заклинивание и прикипание деталей вращения, выгорание подшипников и разбалансировку вращающихся валов. Специально подобранный комплекс присадок продлевает срок службы как самой смазки, делая ее устойчивой к воздействию большинства негативных факторов, так и смазанного ею узла машины или промышленного оборудования в целом.
Что означает маркировка EP-2?
Буквенное обозначение EP в маркировке промышленных смазок – это аббревиатура от английского «Extreme Pressure» (экстремальное давление). Такое обозначение используют в смазочных материалах, улучшенных специальными присадками. Подобные компоненты повышают противозадирные, антикоррозионные, антифрикционные и другие характеристики смазки даже в условиях работы под высокой нагрузкой.
Другими словами, смазки с маркировкой EP – это высоконадежные смазочные материалы, обладающие повышенной стойкостью к разрыву масляной пленки при высокой степени сдавливания между трущимися деталями. Комплекс антизадирных присадок позволяет уменьшить износ в точках контакта за счет активации специальных компонентов при повышении температуры в результате сильного сдавливания.
В соответствии с европейской системой стандартизации (немецкий стандарт DIN 51 502) все противозадирные смазки классифицируют по степени вязкости и рабочей температуре на четыре класса (NLGI):
- 0 – жидкие смазочные материалы с рабочей температурой – от -20°;
- 1 – полужидкие низкотемпературные ГСМ для слабонагруженных узлов;
- 2 – мягкие консистентные смазки с рабочей температурой – от -50°С;
- 3 – полутвердые сверхнизкотемпературные смазочные материалы.
Цифровая маркировка в смазках EP 2 обозначает класс вязкости NLGI 2 – консистентные мягкие смазочные материалы.
Классификация смазок EP
Европейский стандарт DIN 51 502 используют во многих странах мира, в т.ч. и в России, принимая его за основу для классификации промышленных смазок в целом и смазочных материалов с присадками EP в частности. Классификация и маркировка основывается согласно стандарту на пяти критериях.
- Сферы применения (подшипники, шарниры, уплотнители и т.п.).
- Основа (силикон, синтетическое масло и т.д., но для ГСМ на базе нефтяного масла это обозначение в маркировке опускается).
- Присадки (для смазок серии EP в их маркировке всегда будет буква P, обозначающая наличие противозадирных компонентов).
- Класс вязкости (NLGI – от 0 до 3).
- Рабочие температуры (буквой обозначают верхний предел, а цифрами – нижний).
Более подробная расшифровка буквенных обозначений в маркировках промышленных смазок в таблице.
Буквенная маркировка | Обозначение |
По назначению | |
G / OG | Передачи |
K | Подшипники и шарниры |
M | Уплотнительные элементы |
По виду основы смазочного материала | |
E (PH) | Эфир (ортофосфорной кислоты) |
FK | Фторуглеводородная |
HC | Синтетическая масляная |
PG | Полигликолевая |
SI | Силиконовая |
X | Прочие |
По наличию присадок | |
P | Противозадирные |
F | Твердые |
По верхнему пределу рабочей температуры, °С | |
C, D | 60 |
E, F | 80 |
G, H | 100 |
K, M | 120 |
N | 140 |
P | 160 |
R | 180 |
S | 200 |
T | 220 |
U | > 220 |
Для примера рассмотрим характеристики смазки Grease EP 2, которой согласно стандарту DIN соответствует маркировка KP2K-30:
- K – используется для смазывания подшипников, шарниров и других поверхностей скольжения;
- P – присутствуют присадки, придающие смазке противозадирные свойства;
- 2 – вязкость смазочного материала соответствует второму классу (NLGI 2);
- K – рабочая температура – до +120°С;
- 30 – минимальный температурный предел – до -30°С.
Отсутствие в маркировке буквенного обозначения базовой масляной основы говорит о ее нефтяном происхождении. Непосредственно в торговом наименовании смазки Grease Li V220 EP 2 указывают тип загустителя – литиевый (Li) и вязкость базового масла при 40°С – 220 мм²/с (V220), как основную характеристику смазочного материала.
Производство противозадирных смазок
- Основная технология изготовления или «варки» промышленных пластичных смазочных материалов базируется на использовании минерального нефтяного или синтетического масла, которое сгущают до необходимой вязкости кальциевым или литиевым мылом.
- Кальциевые консистентные смазки с противозадирными EP присадками обладают отличными антикоррозионными свойствами и хорошо работают в экстремальных эксплуатационных условиях, в т.ч. и при повышенных температурах.
Литиевые смазки с противозадирными EP присадками отличаются высокой термо- и водостойкостью, а также повышенной механической прочностью.
Комплекс EP присадок позволяет улучшить основные технико-эксплуатационные характеристики смазок:
- расширить диапазон рабочих температур сразу в обе стороны или в одну из них;
- увеличить степень сопротивляемости высоким нагрузкам;
- повысить стойкость к воздействию влаги и пыли;
- наделить противозадирными, антиокислительными и другими свойствами.
Кроме того, присадки EP помогают смазке увеличить адгезию с поверхностью металла, что делает защитный масляный слой стабильным даже при экстремально повышенном давлении на смазочный материал трущимися деталями.
Характеристики смазок с противозадирными присадками EP-2
Консистентные промышленные смазки на основе высокоиндексного минерального нефтяного масла с литиевым или кальциевым загустителями и комплексом присадок EP 2 работают даже в условиях повышенных нагрузок и обладают рядом важных эксплуатационных характеристик.
- Противозадирные свойства. Присадки EP 2 улучшают адгезию смазки с металлическими деталями, которая полностью заполняет микроскопические неровности на поверхности металла, что сводит к минимуму фрикционное воздействие и образование задиров.
- Нагрузка сваривания при диаметре пятна износа меньше 0,6 мм превышает 2500Н, что позволяет эффективно противодействовать активному износу деталей и образованию задиров.
- Пыле- и влагостойкость. Смазки EP 2 устойчивы к воздействию влаги и пыли, что позволяет использовать их в технике, работающей в сложных климатических условиях под открытым небом и при сильной запыленности.
- Широкий диапазон рабочих температур. Присадки EP 2 позволяют расширить температурный диапазон в обе стороны, сделав такую смазку пригодной для работы как в условиях крайнего севера на морозе до -30°С, так и в жарком климате или в горячем цеху, когда температура узлов оборудования достигает в пике +160°С.
- Отличная прокачиваемость. Смазки EP 2 обладают достаточной пластичностью для их беспрепятственной прокачки как при крайне низких, так и при высоких температурах.
- Антикоррозионная защита металла. Присадки EP 2 позволяют свести к минимуму любые коррозионные процессы на обработанных смазкой металлических деталях.
- Механическая стабильность. Улучшенный присадочный комплекс позволяет добиться увеличения срока службы смазочного материала даже при долгом хранении и продолжительных воздействиях деформаций сдвига.
Промышленные консистентные смазки EP 2 поддерживают стабильную смазывающую пленку на поверхности трущихся деталей и валов вращения в экстремальных эксплуатационных условиях, сохраняя все свои изначальные органолептические и прочие физико-механические характеристики.
Сферы применения
Главные сферы применения смазок EP 2 – скоростные сильно нагруженные механизмы и узлы дорожно-строительной спецтехники, сельскохозяйственной техники, промышленного оборудования и станков, а также кранов и мощных транспортных средств.
- Подшипники скольжения и качения всех видов и типоразмеров, в т.ч. на автомобилях, сельхоз- и спецтехнике, на промышленных конвейерных линиях, в станках и в прочем производственном оборудовании.
- Трансмиссия и детали ходовой части автомобильного транспорта, сельхозтехники и ремонтно-строительной техники.
- Электродвигатели, генераторы, шпиндели, вентиляторы и т.п.
- Водяные насосы.
- Бытовой и профессиональный электроинструмент.
- Зубчатые передачи и редукторы.
- Направляющие вагонеток и кареток.
- ШРУС и другие шарнирные высоконагруженные соединения.
- Пневмо- и гидроприводы.
- Спортинвентарь.
При выборе смазки важно руководствоваться рекомендациями производителя оборудования или техники относительно вязкости и температурного диапазона, а также учитывать такие негативные факторы, как чрезмерная влажность, запыленность и т.п.
Плюсы и минусы
Пластичные смазки с присадками EP 2 просты в использовании и неприхотливы в хранении в герметично закрытых емкостях в течение длительного срока, а также обладают рядом эксплуатационных преимуществ.
- Влагостойкость. Смазки EP 2, особенно с кальциевым загустителем, можно использовать даже в узлах механизмов, которые работают в чрезмерно влажной среде.
- Высокая адгезия. Кальциевые смазки с присадками EP 2 активно взаимодействуют с металлической поверхностью деталей, равномерно покрывая их масляной пленкой и обеспечивая противозадирные свойства.
- Защита от коррозии. Присадки EP 2 позволяют практически полностью купировать любые окислительные процессы.
- Механическая и термостабильность. Смазки EP 2 с кальциевым каркасом обладают большей стойкость к повышенным нагрузкам, сохраняя свой
- гомогенизированный (однородный) состав.
- Универсальность. Кальциевые и литиевые смазки EP 2 универсальны в своем применении – от бытового электроинструмента, до высоконагруженной спецтехники и промышленных станков.
Консистентные смазки EP 2 имеют и ряд недостатков, связанных с наличием в них пакета специальных присадок, которые в большинстве своем – жидкости. При высоких нагрузках в сочетании с повышенной температурой жидкие компоненты отслаиваются от кальциевой смазочной основы.
Этот процесс необратимый и после восстановления нормальных условий две разные фракции смазки EP 2 не гомогенизируются (не образуют однородной массы). Именно поэтому для высоконагруженных малоскоростных подшипников и шарнирных соединений рекомендовано использовать смазки без присадок, например, СКП-350.
Смазка СУПРОТЕК Экстрим EP-2 М220
Пластичная противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Российская компания «СУПРОТЕК» выпустила на отечественный рынок горюче-смазочных материалов высоконадежную пластичную смазку «Экстрим» EP 2 M220 для промышленного оборудования и станков, автомобилей, сельхоз- и спецтехники, средненагруженных узлов и механизмов, насосов, электродвигателей и прочих агрегатов.
Кальциевая основа в сочетании с минеральными маслами и комплексом инновационных присадок дают возможность обеспечить антикоррозионную и противозадирную защиту, а повышенные адгезионные свойства повышают смазываемость деталей и снижают текучесть.
Отличная влаго- и термостойкость (до +140°С с кратковременным увеличением до +160°С), а также механическая устойчивость смазок «Экстрим» EP 2 M220 обеспечивают их стабильность в любых экстремальных условиях эксплуатации машин и механизмов, включая запыленность.
Смазки СУПРОТЕК «Экстрим» EP-2 M220 можно купить в удобной фасовке по 400 г, а также в ведрах по 8 и 18 кг. Для крупных промышленных предприятий и оптовиков более выгодной будет фасовка в бочках по 185 кг.
Сравнительно низкая цена смазок «Экстрим» EP-2 M220 – еще одно их важное преимущество. Ценовой уровень отечественных смазочных материалов от СУПРОТЕК в разы дешевле импортных аналогов при абсолютно идентичных эксплуатационных характеристиках. Смазка «Экстрим» EP-2 M220 по своим свойствам и преимуществам аналогична смазочным материалам таких известных марок, как Shell GADUS, ENI-AGIP Grease, Castrol, Fuchs, Total, Chevron и другие.