Смазки на углеводородной основе

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Углеводородная смазка

Углеводородные смазки , физико-химические свойства которых не изменяются после расплавления, парафины, церезины, озо-кериты, церезино-парафиновые композиции и сплавы, окисленные твердые углеводороды, синтетические жирные кислоты, синтетические жиры перед заполнением чашечки термометра расплавляют, нагревая до температуры, превышающей их температуру каплепадения на 10 — 15 С. [31]

Современные углеводородные смазки , в которые в качестве защитных присадок добавляют МНИ-3, МНИ-7, окисленный пе-тролатум и другие окисленные нефтепродукты, щелочей не содержат. [32]

Иногда углеводородные смазки используются в качестве антифрикционных смазочных материалов. Часто такие смазки содержат также мыла высших жирных кислот и другие добавки. [33]

Иногда углеводородные смазки используются в качестве антифрикционных смазочных материалов. [34]

Пластичная консервационная водостойкая углеводородная смазка , близкая по составу и свойствам к смазке ПВК, однако значительно дороже ее. [35]

Только углеводородные смазки отдельных марок , загущенные высокоплавким церезином, имеют температуру каплепа-дения 70 — 75 С. Поэтому углеводородные смазки не могут конкурировать с литиевыми, комплексными кальциевыми и другими мыльными смазками в высокотемпературных узлах трения. Однако нет худа без добра. Невысокая температура плавления и обратимость структуры способствуют легкому нанесению углеводородных смазок на металлические детали и поверхности в расплавленном виде. Под обратимостью структуры следует понимать способность пластичных смазок восстанавливать структуру и свойства после переплавления. Такая обратимость, в полной мере свойственная углеводородным смазкам, совершенно отсутствует у многих мыльных, например — кальциевых или натриевых, смазок. При нагреве выше температуры плавления или фазового перехода последние необратимо распадаются. [36]

Пластичная копсервационная водостойкая углеводородная смазка , близкая по составу и свойствам к смазке ПВК, однако значительно дороже ее. [37]

Углеводородную смазку ПВК получают путем загущения смазочного масла твердыми углеводородами ( петролатумом и церезином) и добавления поверхностно-активной присадки. [38]

Углеводородными смазками называют группу консистентных смазок, в состав которых входят в основном одни нефтепродукты ( масла, церезины, парафины, озокериты) и которые не содержат мыл, кремнеорганических жидкостей ( силиконов) и других синтетических масел. [39]

Структура углеводородных смазок , загустителем в которых являются твердые углеводороды ( парафины, церезины, петро-латумы и др.), имеет свои особенности, обусловленные строе — Ъшем кристаллических частиц загустителя в масле. При числе ступеней более десяти кристалл остается прозрачным. Такие кристаллы, по-видимому, плохо противостоят сдвигу в продольном направлении. На снимках иногда видны кристаллы со ступенями, сдвинутыми относительно центра симметрии, или тонкие пластины без ступенек. [40]

Применение углеводородных смазок в качестве защитных тиате риалов обусловлено, конечно, не только удобством их нанесения. Хорошие защитные свойства тесно связаны с тем, что углеводородные смазки совершенно нерастворимы в воде и мало проницаемы для ее паров. Тонкий ( около 0 05 мм) слой углеводородной смазки надежно и в течение длительного времени ( годы) предотвращает проникновение воды и ее паров к защищаемой поверхности. [41]

Применение углеводородных смазок в качестве антифрикционных смазочных материалов имеет второстепенное значение. Повышение рабочих температур и напряженности узлов трения и разработка других типов смазок привели к вытеснению углеводородных смазок мыльными. Однако и в настоящее время углеводородные смазки находят применение в узлах трения оптических приборов, а также отдельных артиллерийских механизмах, работающих при температурах до 50 — 55 С. Это самые дешевые смазки, применение их связано со сложившимися традициями, поэтому, видимо, еще много лет они будут широко использоваться. [42]

Проницаемость исследованных углеводородных смазок в основном определяется набухаемостью. Общий характер диффузии для всех углеродных смазок напоминает диффузию через другие органические мембраны. [43]

Модификация углеводородной смазки ПВК низкомолекулярным бутилкаучуком увеличивает ее защитные свойства. [45]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Углеводородная смазка

Углеводородные смазки обладают лучшей химической стабильностью, чем мыльные, так как многие мыла способны катализировать реакции окисления. Наибольшее значение стойкость против окисления имеет для тугоплавких антифрикционных смазок, предназначенных для работы при повышенных температурах. Для этих смазок установлены два способа оценки химической стабильности. Один из них по методике не отличается от определения термической стабильности, только в конце испытания наблюдают за состоянием поверхности смазки. Если на поверхности смазки не образовалось видимых корок и пленок, то смазка считается выдержавшей испытание на химическую стабильность. [1]

Углеводородные смазки не растворимы в воде и мало проницаемы для ее паров. Твердые углеводороды имеют нысокую химическую стабильность и не ускоряю. Углеводородные смазки стабильны и в агрессивных средах. Однако при защите такими смазками наружных поверхностей, несмотря на их гндрофобность, устойчивость смазочного слоя к механическому воздействию осадков недостаточная, что соответственно снижает их защитную эффективность. [2]

Углеводородные смазки отличаются также высокой химической стабильностью по отношению к неорганическим кислотам. В качестве антифрикционного смазочного материала углеводородные смазки с успехом используются в узлах трения оптических приборов и отдельных механизмов, где температуры и нагрузки невысоки. [3]

Углеводородные смазки не растворимы в воде и мало проницаемы для ее паров. Твердые углеводороды имеют высокую химическую стабильность и не ускоряют окисление масла подобно мылам высших жирных кислот. Углеводородные смазки стабильны и в агрессивных средах. Однако при защите такими смазками наружных поверхностей, несмотря на их гндрофобность, устойчивость смазочного слоя к механическому воздействию осадков недостаточная, что соответственно снижает их защитную эффективность. [4]

Углеводородные смазки , загущаемые парафином или церезином, по структуре аналогичны мыльным смазкам. При охлаждении расплава загустителя в масле твердые углеводороды выкристаллизовываются из него в виде тонких игольчатых или пластинчатых кристаллов. [6]

Углеводородные смазки во многих случаях одновременно выполняют защитные и антифрикционные функции. [7]

Углеводородные смазки , загустителем в которых являются твердые углеводороды, по тонкой структуре близки к мыльным смазкам. [9]

Углеводородные смазки имеют типичную вазелинообразную-структуру. Наличие или отсутствие отлипа может сказываться на поведении смазок при применении, в частности при работе в подшипниках качения. [10]

Углеводородные смазки во многих случаях одновременно выполняют защитные и антифрикционные функции. [11]

Углеводородные смазки получают из минеральных масел путем загущения их парафином или церезином. [12]

Углеводородные смазки применяются давно. [13]

Углеводородные смазки почти без всяких исключений могут сплавляться и смешиваться в нерасплавленном виде; их смеси не расслаиваются при остывании. Рецептуры смазок ПВК, СХК, ГОИ-54п хорошо отработаны и проверены; добавлять в них дополнительно церезин или окисленные нефтепродукты нет необходимости. См ешивать пушечную смазку со смазкой ПВК, сплавляя их в равных количествах, иногда целесообразно, например, если имеется необходимость использовать имеющиеся запасы пушечной смазки, а смесь будет применена для защиты от коррозии изделий, хранящихся в районе с умеренным или холодным климатом, где нет опасения сползания слоя при температурах выше 45 С. [14]

Источник

Справочник по смазочным материалам

Классификация смазок

В России выпускается более 100 видов смазок. В бывшем СССР до 1979 года наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название, другие номер, третьи — обозначение создавшего их учреждения. В 1979 году был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения: По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах. Наиболее существенными, влияющими на эффективность применения пластичных смазок, являются следующие факторы:

  • особенности узлов трения и условия и условия эксплуатации смазок — температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
  • совместимость смазок с конструктивными материалами;
  • совместимость смазок друг с другом при их возможном смешивании.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем -дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

По составу смазки разделяют на четыре группы.

  • Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево — кальциевые, натриево — кальциевые и др.: первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические или жировые солидолы.
  • Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.
  • Органические смазки, для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
  • Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски).

В зависимости от типа их дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:

  • Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);
  • Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации)
  • Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)
  • Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов).

Антифрикционные смазки

К антифрикционным смазкам общего назначения относят солидолы — наиболее дешевые пластичные смазки. Они водостойкие, хорошо защищают металлы от коррозии, имеют достаточно хорошие противоизносные свойства. У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность При температурах выше 60 — 70°С используются Na и Са- смазки. В настоящее время их выпуск сокращается в связи с применением в большинстве узлов трения многоцелевых смазок.

Смазки общего назначения

Солидол С

Область применения; относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые и т.п. Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность (Тр= -30…+65С)

Солидол Ж

Область применения; смазывание узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов (Тр= -25…+65С)

Графитин

Область применения; тяжело — нагруженные тихоходные механизмы-рессоры, подвески тракторов и гусеничных машин, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения и др. (Тр= -20…+60С)

Графитная Ж

Предназначена для смазывания грубых тяжело — нагруженных механизмов ( открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. ). Допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Смазка работоспособна при температурном интервале применения от -20 до 60°С.

Смазки общего назначения для повышенных температур

Смазка 1-13

Смазывание узлов трения качения и скольжения механизмов и машин. Применяется для подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др.

Консталин

Область применения; смазывание узлов терния вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и др. Водостойкость низкая. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Литин-2

Применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарнирах и других узлов автомобилей. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Многоцелевые

Многоцелевые смазки можно применять в различных узлах трения (подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных. передачах и т. п.), рассчитанных на использование пластичных смазок. Они во всех случаях могут служить заменой смазок общего назначения и в большинстве узлов трения — смазок общего назначения для повышенных температур. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства. Многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких, термостойких, приборных и других специализированных смазок. В шариковых и роликовых подшипниках допустимо использование пластичных однотипных многоцелевых антифрикционных смазок (Литол-24, ШРУС-4М). Применение указанных типов смазок позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Литол-24, Литол-24 РК

Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).

Литол-24М

Область применения; узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения(Тр= -40…+120С). Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Фиол — 1

Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром

Источник

О масле