Смазки для уплотнений для запорной арматуры

Задвижки запорной арматуры: основные проблемы при эксплуатации и пути их решения

Смотрите также

Задвижка – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды.

Основные преимущества задвижек заключаются в простоте их конструкции, небольшом гидравлическом сопротивлении рабочей среде при полностью открытом проходе, возможности применения для потоков большой вязкости, при высоких температурах и давлении среды. Эти свойства делают их особенно ценными для применения в магистральных трубопроводах, которые должны обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без значительных потерь на сопротивление.

К элементам типовой задвижки относятся маховик (1), ходовой винт (2), прижимная втулка (3), корпус (5), элементы которого соединены с помощью резьбовых элементов (4) через прокладку (6). При вращении маховика (1) ходовой винт (2) через шток сообщает возвратно-поступательное движение запорному элементу (7), который открывает или перекрывает канал рабочей среде. Закрытие задвижки происходит при полном непосредственном контакте с корпусом. Уплотнение (8) повышает герметичность задвижки. Распространенными видами конструкционных материалов для изготовления уплотнений является резина или пластмассы.

Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:

  • Коррозия деталей
  • Большие усилия на привод запорного элемента
  • Потеря герметичности из-за старения и износа уплотнительных элементов, поверхности седла
  • Трудности при демонтаже деталей

Предотвратить возникновение проблем позволяют различные смазочные материалы, свойства и характеристики которых должны соответствовать рабочим средам и условиям их эксплуатации. Некоторые элементы запорной арматуры могут изготавливаться из пластмассы или эластомеров, поэтому при подборе смазок для задвижек необходимо учитывать их совместимость с этими материалами.

Применение смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, не только не приносит положительных результатов, но и зачастую приводит к преждевременному износу, коррозии или разрушению деталей.

Дисперсии, пасты , смазки, покрытия торговых марок EFELE и MODENGY разработаны специально для применения в узлах запорной арматуры, в том числе в задвижках, работающих под воздействием влаги и химически агрессивных сред в экстремальных условиях низких и высоких температур.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к применению в узлах трубопроводной арматуры антифрикционных покрытий.

Популярным образцом материалов этого типа является антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 от российской компании «Моденжи».

В качестве твердых смазочных компонентов в нем иcпользуется дисульфид молибдена и графит, в качестве связующего вещества – неорганические соединения.

Покрытие используется для ходовых винтов. Оно образует на поверхности сухую смазочную пленку, которая максимально снижает трение и износ, предотвращает налипание пыли, заедания и быстрый износ.

При обработке покрытием ходовой винт легко страгивается даже после длительного простоя и движется плавно, без рывков.

В нижеприведенной таблице даны рекомендации по применению в других узлах трения задвижек материалов EFELE.

Узел трения или технологическая операция Смазочный материал и его функция
Резьбовые
соединения
(болты, шпильки)
Термостойкая медная паста EFELE MP-413 образует эффективную разделительную и защитную пленку, обладающую высокими несущими и противозадирными свойствами
Уплотнительные элементы из эластомеров Пластичная смазка EFELE SG-393 имеет пищевой допуск Н1, может применяться в газо- и водоснабжении
Демонтаж
заржавевших
деталей
Дисперсия EFELE UNI-M Spray облегчает демонтаж заржавевших и прикипевших резьбовых соединений
Защита от
коррозии
Универсальная паста EFELE MP-491 с пищевым допуском надежно защищает от фреттинг-коррозии

Обеспечивая эффективную долговременную защиту узлов и элементов задвижек, материалы MODENGY и EFELE способствуют увеличению ресурса запорной арматуры и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.

Присоединяйтесь

Все материалы сайта https://atf.ru/ принадлежат
ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ» ИНН 5751054390

© 2004 – 2023 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.

Источник

Уплотнительные смазки

Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.

К группе уплотнительных смазок относятся пластичные смазки, предназначенные для герметизации зазоров, облегчения сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений любых, в том числе вакуумных систем. В зависимости от области применения группа уплотнительных смазок подразделяется на три подгруппы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение уплотнительных смазок по области применения

1. Арматурные уплотнительные смазки

В подгруппу арматурных смазок, входят смазки предназначенные для обеспечения герметизации запорной арматуры и сальниковых устройств (смазка «Бензиноупорная» по ГОСТ 7171-78 «Смазка бензиноупорная. Технические условия», смазка «Для газовых кранов» по ТУ 38.101316-78, смазка «Насосная» по ТУ 38.101311-78, смазка «Арматол-238» по ТУ 38.101812-83 и стандартам организаций). Значения показателей качества для арматурных уплотнительных смазок представлены в таблице 1.

«Бензиноупорная» смазка, представляет собой окисленное касторовое масло, загущенное цинковым мылом кислот касторового масла. Предназначена для герметизации пробковых кранов и резьбовых соединений топливных и масляных систем при температурах от минус 10 до плюс 40 0 С.

Для герметизации арматуры газовых магистралей и распределительных станций при давлении до 5 Мпа и температурах в пределах 0…50 0 С, предназначена смазка «Для газовых кранов», состоящая из дисперсной среды – касторового масла и загустителя – гидратированного кальциевое мыло кислот касторового масла.

Водостойкая уплотнительная смазка «Насосная», предназначена для герметизации сальниковых уплотнений нефтяных и грязевых насосов высокого давления буровых установок. Пределы работоспособности от минус 20 до плюс 120 0 С, нерастворима в углеводородах, спиртах, глицерине. Представляет собой окисленное касторовое масло, загущенное коллоидно-графитовым препаратом. В качестве стабилизатора структуры смазки используют стеарат лития.

Для герметизации запорных устройств устьевого нефтепромыслового оборудования нефтяных и газовых месторождений, в интервале температур от минус 50 до 120 0 С, используется смазка «Арматол-238». Основа смазки – смесь касторового и синтетического масла, загуститель – модифицированный аэросил, содержит графит.

Наименование

показателя

Значение для марки Методы

испытаний

Бензино-упорная Насосная Арматол-238 Для газовых кранов
1 2 3 4 5 6
1. Внешний вид Однородная мазь, от светло-коричневого до темно-коричневого цвета Однородная мазеобразная маслянистая масса от темно-серого до черного цвета Цвет от темно-серого до черного Однородная мазь, от желтого до

коричневого цвета

2. Температура каплепадения, 0 С ≥ 55 ≥ 140 ≥ 160 ≥ 60 ГОСТ 6793
3. Пенетрация при 25 0 С, мм 10 -1 30-80 300-350 300-360 35-70 ГОСТ 5346 метод А
4. Предел прочности на сдвиг, Па, при 20 0 С ≥ 150 ≥ 150 ГОСТ 7143
5. Вязкость эффективная, при температуре
0 0 С и 10 с -1 , Па·с
≤ 300 ≤ 150 ГОСТ 7163
6. Коллоидная стабильность, %, ≤ 15 ГОСТ 7142
7. Содержание ВКЩ отсутствие ГОСТ 6307
8. Коррозионное воздействие на металлы выдерживает выдерживает ГОСТ 9.080
9. Испытание на термическую стабильность выдерживает
10. Растворимость смазки в смеси нефраса и бензола, % ≤ 20
11. Содержание воды, % ≤ 2 ≤ 0,5 ≤ 3,5 ГОСТ 2477
12. Содержание графита, %, не менее 30 ГОСТ 6370
13. Содержание абразивных механических примесей отсутствие
14. Механические примеси нерастворимые в соляной кислоте, % ≤ 0,05

2. Резьбовые уплотнительные смазки

Подгруппа резьбовых пластичных смазок, включает смазки предназначенные для обеспечения уплотнения резьбовых соединений («ВНИИ НП-263» по ГОСТ 16862-71 «Смазка ВНИИ НП-263. Технические условия», смазка «Р-2» по ТУ 38.101332-76, смазки «Р-113» и «Р-402» по ТУ 38.101708-78).

Водо- и морозостойкая уплотнительная смазка «ВНИИ НП-263», представляющая собой нефтяное масло, загущенное модифицированным силикагелем, содержащая многофункциональную присадку, предназначена для обеспечения герметичности резьбовых соединений и облегчения их ввертывания и вывертывания. Смазка работоспособна в интервале температур от минус 50 до 100 0 С.

Для обеспечения уплотнений резьбовых соединений обсадных и насосно-компрессорных труб буровых скважин, в диапазоне рабочих температур от минус 30 до 50 0 С, может применяться смазка «Р-2», представляющая собой смесь индустриальных масел, загущенных стеаратом алюминия. В состав входят: свинцовый порошок; медная пудра; графит.

Водостойкая смазка «Р-113», предназначена для уплотнения резьбовых соединений забойных двигателей, переводников, долот, замков, бурильных труб глубоких и сверхглубоких скважин. Дисперсионная среда – смесь кремнийорганической жидкости и нефтяного масла, загустители – стеараты алюминия и лития. Работоспособна при температуре от минус 30 до 200 0 С.

Для уплотнения резьбовых соединений обсадных труб газоконденсатных скважин и насосно-компрессорных труб применяется смазка «Р-402», состоящая из смеси нефтяных масел и кремнийорганической жидкости, загущенной стеаратами лития и алюминия. Содержит графит, порошки свинца, цинка и меди. Работоспособна при температурах от минус 50 до 200 0 С.

Значения показателей для резьбовых уплотнительных смазок представлены в таблице 2.

Наименование

испытания

Р-2 Р-113 Р-402 ВНИИ НП-263
1 2 3 4 5 6
1. Внешний вид Однородная мазь Однородная пластичная мазь Однородная пластичная мазь коричневого цвета, прозрачная в тонком слое
2. Температура каплепадения, 0 С 80-105 ≥ 125 ≥ 130
3. Пенетрация при 25 0 С, 10 -1 мм 280-400 270-330 270-330 Не норм. ГОСТ 5346
4. Содержание воды, %, ≤ 0,1 ≤ 0,1 ≤ 0,12 ГОСТ 2477
5. Предел прочности на сдвиг, Па, при:

50 0 С

150 ≤ 450 ≥ 60 ≥ 100 ГОСТ 7143
6. Коллоидная стабильность при нагрузке 3Н, % выделенного масла ≤ 6 ≤ 8 ≤ 8 ≤ 10 ГОСТ 7142
8. Коррозионное воздействие на металлы выдерживает ГОСТ 9.080
9. Вязкость эффективная при среднем градиенте скорости деформации 10 с -1 , Па·с, при:

минус 30 0 С

≤ 60 230 ≤ 75 ≤ 2300 ГОСТ 7163

3. Вакуумные уплотнительные смазки

К подгруппе вакуумных смазок относятся смазки, предназначенные для обеспечения герметизации подвижных и разъемных соединений, и уплотнений вакуумных систем – смазка «Вакуумная» и замазка «Вакуумная».

Смазка «Вакуумная» по ТУ 38.401-58-172-96 (табл. 3), представляет собой водостойкую, каучукообразную мазь, изготовленную из высоковязкого вазелинового масла, путем загущения церезином. Предназначена для уплотнения подвижных соединений вакуумных установок из стекла и металла. Температура применения в диапазоне 0…40 0 С.

«Замазка вакуумная» ТУ 38.5901248-90, применяется для уплотнения разборных, но неподвижных соединений вакуумных установок. Обладает хорошей водостойкостью, адгезионными и консервационными характеристиками. Основой замазки является высоковязкое вазелиновое масло, в качестве загустителя используется вакуумная смазка и церезин. Температура применения в диапазоне от минус 10 до 40 0 С.

Источник

О масле