- Смазка для цепей: как выбрать лучшую?
- Сравним цепные смазки
- Конструкция цепи
- Периодичность и правила смазывания цепи
- Лучшая смазка для цепей мотоциклов: обзор, виды, производители и отзывы
- Что и как выбрать?
- Для чего нужно обслуживать мотоцепь?
- Motul
- Замена смазки
- Чистка цепи
- Ipone
- Liqui Moly
- Цепь для мотоцикла
- Что говорят покупатели?
- Castrol
- Repsol
- Автоматические системы
- Когда необходимо проводить
Смазка для цепей: как выбрать лучшую?
Обслуживание цепи – краеугольный камень для многих производственных предприятий, велосипедистов и байкеров. Чем и как смазывать, часто ли делать это, когда цепь подлежит не смазке, а замене? При ответах на эти вопросы специалисты разделились во мнениях.
Однозначно одно: неухоженная цепь отрицательно влияет на плавность хода и повышает износ звездочек, а стоимость ее замены превышает расходы на приобретение проверенных сервисных материалов.
Сегодня существуют следующие виды смазок для цепи:
- Аэрозольные: проникают в самые труднодоступные места, однако при распылении могут попасть туда, куда не нужно
- Жидкие (в банках, флаконах, масленках: могут наноситься точечно с помощью шприца (например, в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев цепи); однако на морозе такие смазки густеют, что усложняет процесс нанесения
- Двухкомпонентные, с растворителем: легко проникают под ролики цепи, затем растворитель испаряется, остается густая смазка
- Густые (в банках или тюбиках): достаточно сложно наносятся в нужные места, требуют предварительной тщательной очистки цепи
Ниже в порядке убывания рейтинга представлен список наиболее популярных смазок для цепей.
Сравним цепные смазки
Применяется для обслуживания цепей и звездочек, открытых зубчатых передач, поворотных механизмов, направляющих скольжения, работающих при малых и средних нагрузках в широком диапазоне скоростей. Смазка отлично зарекомендовала себя в цепях конвейеров, автопогрузчиков, металлических тросов грузоподъемной техники.
Данный материал содержит твердые антифрикционные наполнители. При нанесении растворители испаряются, высоковязкое базовое масло надежно удерживает смазку в зоне трения, а твердые смазочные частицы образуют на поверхностях тонкий слой, препятствующий разрушительному воздействию абразивных частиц. Именно поэтому смазка для цепей EFELE отлично подходит для использования в пыльной среде (в гофроиндустрии, полиграфии, дерево- и металлообработке, производстве строительных материалов и т.д.).
Смазка предотвращает скачкообразное движение элементов цепи, обладает широким диапазоном рабочих температур (-25 …+150 °С), высокой адгезией, отличными проникающими, противоизносными и антикоррозионными свойствами, длительным сроком службы.
Благодаря удобной и практичной упаковке она легко наносится без проведения демонтажных работ. Пластиковый баллон не подвержен коррозии, его съемное дно образует отсек для хранения мелких деталей.
Отличное соотношение качества, цены и универсальности применения делают смазку для цепей EFELE лидером нашего рейтинга.
Дисперсия твердых смазок в минеральном масле с растворителем, обладающая высокими проникающими, антикоррозионными и противоизносными свойствами.
Применяется в цепных передачах конвейеров (например, тянущих устройств на линиях по производству полимерных профилей), подъемно-транспортных машин, деревообрабатывающих станков, вело- и мототехники.
Дисперсия отличается высокой адгезией, что препятствует стеканию или выбросу смазки под действием центробежных сил.
Благодаря отличным проникающими свойствам Molykote MKL-N достигает даже труднодоступных точек. Дисперсия работоспособна в запыленной среде, поэтому эффективно противостоит абразивному изнашиванию цепей.
Материал предотвращает скачкообразное движение, обладает высокой термостойкостью (-25…+160 С), хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами, длительным сроком службы.
По своим эксплуатационным характеристикам дисперсия Molykote MKL-N не уступает предыдущему материалу, однако его цена в несколько раз выше из-за импортного производства.
Пропитывающая смазка для открытых механических систем, устойчивая к износу и высокому давлению.
Смазка разработана для сопротивления центробежным силам на механизмах, работающих при высоких скоростях.
Смазывает цепные, открытые шестеренные и червячные передачи. Препятствует проникновению воды, обладает отличной стойкостью к износу и высоким давлениям.
Смазка Loctite 8101 имеет менее широкую сферу применения, чем Molykote MKL-N, однако их цена находится на одном уровне.
Полностью синтетическая смазка для цепей. Обладает высокой адгезией и устойчивостью к воде, отличной проникающей и смазывающей способностями.
Рекомендуется для быстродвижущихся цепей кроссовых мотоциклов. Снижает растяжение цепи и обеспечивает продолжительный срок ее службы. Биологически разлагаема на 80 % за 21 день (CEC L-33T-82). Высокая эффективность применения достигается только при использовании материала без смешивания с другими продуктами.
Особенно эффективно использование смазки при работе в сильно загрязненной и коррозионно-активной атмосфере.
По сравнению с предыдущими материалами цепная смазка от Liqui Moly имеет узкую специализацию – обслуживание мотоциклетных цепей. При этом она отличается высокой ценой и немалым расходом – 50 мл на одну цепь (при объеме баллона 250 мл).
Маслянистая аэрозольная смазка для цепей внедорожных мотоциклов.
Применяется для всех типов цепей со стандартными и кольцеобразными втулками O-RING, X-RING, Z-RING.
Смазка не провоцирует прилипания земли и песка, предупреждает коррозию цепи и защищает втулки от разрушения.
Использование данного материала способствует уменьшению трения и снижению потери мощности. Аэрозольный состав с высокой проникающей способностью легко проникает между звеньями, смывая загрязнения и отложения.
Для облегчения нанесения состав окрашен в желтый флюорисцентный цвет.
Смазка, аналогичная предыдущей по характеристикам и сфере применения, но более дорогая по цене.
Конструкция цепи
Чтобы выбрать подходящую смазку для цепи, необходимо знать, для чего ее смазывать и что именно обрабатывать.
Цепь состоит из двух групп звеньев – внутренних и внешних. Внутренние звенья представляют собой две боковые пластины, жестко соединенные между собой расклепанными по краям втулками. На каждую втулку с минимальным зазором надет свободно вращающийся ролик.
Внешнее звено состоит из двух пластин, соединенных стержнями, пропущенными сквозь отверстия втулок внутренних звеньев и расклепанными на концах. То есть в цепи существуют две группы пар трения – втулка-стержень и втулка-ролик – и обе они нуждаются в смазке.
Пары втулка-ролик современной цепи уже при изготовлении наполнены специальной смазкой и защищены от воздействия окружающей среды манжетами типа O-ring, X-ring или Z-ring. При условии их сохранности смазка работает на протяжении всего срока службы цепи.
Периодичность и правила смазывания цепи
Периодичность смазки цепи зависит от условий ее эксплуатации, качества смазки, факторов окружающей среды. Если речь идет, предположим, о мототехнике, то специалисты рекомендуют смазывать цепь каждые 500…1000 километров пробега и после езды во время дождя.
При нанесении смазки необходимо помнить, что ее избыток снаружи ролика крайне нежелателен: на слой смазки будут налипать различные абразивы, что ведет к преждевременному износу элементов цепи.
Перед смазыванием следует очистить звездочки, кассеты и резиновые уплотнения цепи, чтобы песок и пыль не попали на обработанные поверхности. После очистки цепь нужно обязательно просушить.
Чтобы не ошибиться при выборе цепной смазки, покупайте материалы только известных брендов, но при этом не делайте ставку на цену: более высокая стоимость – не всегда признак лучшего качества.
В качестве бонуса читателям статьи предлагаем видеообзор применения смазки-победителя нашего рейтинга.
Лучшая смазка для цепей мотоциклов: обзор, виды, производители и отзывы
Что и как выбрать?
Из-за неухоженной цепи будет ухудшаться плавность хода, а износ будет выше. Стоит отметить, что этот элемент стоит недешево, поэтому лучше своевременно ухаживать за ним, чем спустя полгода менять. Существует большой выбор смазок по брендам, но для начала мы рассмотрим их особенности по составу, виду и техническим характеристикам. Современная смазка для цепей мотоциклов может быть:
- Аэрозольной: выпускается в баллончике, хорошо проникает в труднодоступные узлы цепи, но при распылении может попадать в том числе и на обод или покрышки.
- Жидкой: такая смазка поставляется во флакончике в виде масленки, поэтому ее можно использовать точечно, обрабатывая точно нужные промежутки. Но такие смазки могут загустеть на морозе.
- Двухкомпонентной: выпускается в виде флакончика-масленки, обладает густой структурой, но легко проникает в ролики цепи, можно применять для точечной обработки. Из-за растворителя в составе требуется время на его высыхание.
- Густой: такая смазка поставляется в банке или тюбике, пользоваться ею не очень удобно из-за густой текстуры.
Отталкивание воды, стойкость к воздействию влаги, защита цепи от прилипания песка, грязи, смазывание ее и предотвращение преждевременного износа – вот основные требования, которым должна отвечать смазка для цепи мотоцикла. Какая лучше? Попробуем разобраться ниже.
Для чего нужно обслуживать мотоцепь?
Многие говорят – да зачем мне морочиться с цепями, с их чисткой и смазкой, я лучше куплю самую недорогую цепь «от Явы», и буду ее менять каждую тысячу. Стоит учесть то, что дешевая цепь сильно тянется, ее необходимо подтягивать каждые 100-200 км, что как минимум раздражает. Представьте, что вы едете на дальняк, и вместо того, чтобы наслаждаться путешествием, каждые пол часа слезаете с мота, чтобы подтянуть цепь!
Дорогая цепь может требовать подтягивания раз в пару тысяч километров. И проходит она пару десятков тысяч без проблем. Но стоит она действительно хорошую сумму денег. А если учесть, что менять цепь необходимо вместе со звездами, это очень существенно бьет по карману. Зато с качественной сальниковой мотоцепью вы будете ездить без проблем, будете уверены в ее безопасности, а все, что от вас будет требоваться – раз в 500-600 км помыть ее и смазать.
Motul
Представители этого бренда знают, насколько важно держать в чистоте мотоциклетную цепь, с помощью которой передается крутящий момент от двигателя к несущему колесу. Компания предлагает широкий выбор комплектующих, среди которых можно выбрать химию для обработки и цепи мотоцикла. Предлагаем обзор самых популярных составов этого бренда:
- Motul Chain Lube – самый востребованный продукт в линейке бренда. Он используется для обработки всех типов цепей, рекомендован для использования на внедорожных моделях. Смазка для цепи мотоцикла Motul снижает трение и потери мощности, повышая срок службы этого аксессуара. Благодаря растворителю в составе проникает глубоко между звеньями и смывает все отложения. Прекрасно сцепляется с поверхностью буквально через несколько минут.
- Motul Chain Lube Off Road – смазка, которую можно использовать для обработки стандартных и кольцеобразных втулок. Рекомендовано использовать ее и для внедорожных моделей мотоциклов. Специальный состав предотвращает прилипание к цепи земли и песка.
По отзывам, смазки данного бренда хороши многообразием вариантов для любых видов транспортных средств, кроме того, они обеспечивают высокое качество смазки. Но при высоком качестве отмечается высокая стоимость составов.
Замена смазки
Учитывая рекомендации известных производителей мотоциклетной техники, смазывание цепного механизма необходимо выполнять не реже 500–1000 км пробега.
Вовремя выполненная замена смазки позволяет получить следующие преимущества:
- Уменьшить шум от работающего агрегата.
- Повысить термические характеристики привода.
- Уменьшить износ трущихся деталей.
Вначале выполнения работ по замене смазки, нужно тщательно очистить поверхность цепи. Если пропустить эту процедуру, то новая пластичная смазка закупорит грязь, насыщенную абразивными частицами. Твердые включения, совместно с пластичной смазкой, быстро превратят механизм цепи в непригодную для эксплуатации деталь.
Чистка цепи
Работы по чистке цепного привода необходимо выполнять на открытом воздухе или в помещении с вентиляцией.
Для выполнения работ потребуются следующие материалы:
- моющая субстанция, лучше заводского изготовления;
- ветошь;
- кисть или щетка с жесткой щетиной;
- емкость для стекающей жидкости.
В качестве моющих средств не запрещается использование дизтоплива и уайт-спирита.
Последовательность производства работ:
- Установить мотоцикл на ровную площадку, и при помощи подката вывесить заднее колесо.
- Укрыть тканью не участвующие в работе детали.
- Нанести или распылить очиститель на поверхность звеньев.
- Щеткой или кистью очистить поверхность цепи и выступы звездочек.
- Снятую с поверхности старую смазку смыть очистителем.
- Вытереть чистую поверхность сухой ветошью или специальной салфеткой.
- Продуть звенья сжатым воздухом.
Если поверхность цепи слишком грязная, то допускает снять привод полностью, и окунуть его в емкость с дизтопливом, керосином или уайт-спиритом. Выдерживать деталь в этом растворе следует не более 10 мин. Превышение этой нормы может привести к попаданию жидкости в резиновые уплотнители роликов, что отрицательно скажется на их техническом состоянии.
Ipone
Смазка для цепей мотоциклов представлена в разнообразии составов. Так, Ipone Spray Chain – это аэрозоль белого цвета, способный противостоять коррозии, отталкивать влагу и при этом показывать отличную проникающую способность. Благодаря усиленной липкости покрытие получается надежным и долговечным.
Смазка для цепи Ipone Sand Chain – это тоже аэрозоль белого цвета, специально разработанный для применения в транспортных средствах, которые эксплуатируются в условиях пустынь и песчаных трасс. Использование этой смазки создает защитную пленку, благодаря которой исключается абразивный износ и прилипание песка.
Смазка Ipone Racing Chain Blue – это состав высокого качества, который имеет тефлоновую основу, а потому может эксплуатироваться в экстремальных условиях – в грязи, пыли и на высоких оборотах. Эта смазка для цепей мотоциклов характеризуется высокой проникающей способностью, стойкостью к влаге и отличными защитными свойствами.
Если взять во внимание мнение пользователей, среди достоинств они отмечают большую линейку составов, саму текстуру в виде аэрозоля, который удобен в нанесении, и многообразие цветов – можно подобрать состав под цвет своего мотоцикла. Но поставляется смазка без длинной трубки, что усложняет ее нанесение.
Liqui Moly
Популярный бренд Liqui Moly предлагает широкий выбор смазочных элементов, которые существенно повышают срок службы мотоциклетных цепей. Рассмотрим ассортимент, предлагаемый данной немецкой маркой:
- Motorrad Kettenspray Grand Prix Grun – эта смазка для цепи мотоцикла Liqui Moly представлена в виде спрея, поэтому она проста в применении. Ее назначение – смазать элемент, защищая его от износа и растяжения. Отлично прилипает к поверхности и остается на ней даже при высокой скорости движения. Кроме того, покрытие будет стойким к высоким нагрузкам и температурам во время эксплуатации.
- Спрей по уходу за цепями Kettenspray можно использовать для первичной и регулярной обработки цепей мотоциклов. Благодаря этому средствоу можно обеспечить должный уход за резиновыми уплотнителями звеньев цепи. Специальные эстеровые компоненты в его составе повышают липкость смазки и способность удержания ее на поверхности.
- Motorbike Ketten-Reiniger – это средство, которое быстро, а главное, аккуратно чистит цепь от старой смазки. После нанесения очиститель испаряется, при этом цепь не теряет свою плотность.
Цепь для мотоцикла
Цепная трансмиссия служит для переноса вращательного движения от ведущей звездочки к заднему колесу мотоцикла. Перемещение малой техники осуществляется посредством втулочно–роликовых цепных механизмов, соединенных в рядную конструкцию. Конструкция состоит из металлических звеньев, собранных в единый механизм посредством втулок и роликов. Ролики вращаются вокруг центральной оси втулки за счет касания зубьев ведущей (передней) звездочки.
Сильно выработанная цепь способствует высокому износу приводного механизма, а при соскакивании или разрыве может выломать зубья, согнуть спицы колес, а также, в случае удара в картер коробки переключения скоростей, надолго вывести его из строя.
Систематический уход за цепным механизмом позволит увеличить его эксплуатационный ресурс, и защитить владельца от участия в аварийных ситуациях. Во избежание износа и поломок цепной передачи, необходимо регулярно проводить сервисное обслуживание: визуальный осмотр и смазку рабочих деталей трансмиссии.
Что говорят покупатели?
По отзывам покупателей, аэрозоли этого бренда легко наносятся и быстро сохнут, хорошо проникая даже в тонкие зазоры. В случае необходимости можно купить очиститель, чтобы сначала обработать элемент и удалить остатки старых покрытий. Благодаря этим качествам пользуется спросом эта смазка для цепи мотоцикла. Цена на большинство спреев составляет в среднем 500-600 рублей за флакон.
Castrol
Эта компания является мировым лидером по производству смазок высокой эффективности. Вспомогательные товары для мотоциклов направлены на комплексную защиту и уход ряда элементов этой техники:
- Castrol Chain Cleaner является очищающим спреем для цепей мотоциклов. После нанесения на поверхность нужно подождать, чтобы спрей испарился. Среди преимуществ данного состава пользователи отмечают высокую эффективность, быстрое испарение и вытеснение воды.
- Chain Spray O-R – это смазочный материал на основе синтетики, который обладает максимальной эффективностью. Спрей отличается высокими смазывающими способностями, максимально проникает и сцепляется с покрытием мотоцикла, растворитель в нем быстро испаряется, а само покрытие остается стойким даже при длительном воздействии воды.
По мнению многих пользователей, это лучшая смазка цепи мотоцикла, которая зарекомендовала себя с хорошей стороны благодаря высокому качеству, адекватной цене и удобству использования.
Repsol
Смазки этой марки не так известны, как описанные выше, но и они заслуживают внимания благодаря высокому качеству обработки поверхности. Смазка для цепи Repsol Moto Chain представляет собой аэрозоль с синтетической основой, с помощью которого можно чистить цепи и другие трансмиссионные системы. Данный состав обеспечивает стойкость покрытий к износу и коррозии, при этом покрытие выдержит и максимальную нагрузку. При доступной цене смазку не очень хвалят, так как нет ассортимента, к тому же поставляется она без длинной трубки, что усложняет процесс применения.
Автоматические системы
Не все могут заниматься смазкой цепей своими руками. Специально для них создана автоматическая смазка цепи мотоцикла, например, марки Scottoiler, благодаря которой цепь смазывается даже во время движения мотоцикла. Данная система просто устанавливается на мотоцикл и управляется электронным контроллером со встроенным акселерометром. За счет равномерной и постоянной подачи масла смазочное средство не будет задерживаться и налипать на цепи, перемешиваясь с песком и грязью при движении. К тому же тонкая струйка смазки будет более эффективно смазывать цепь, нежели при обработке спреем или аэрозолем. К преимуществам автоматической системы подачи смазочного материала относятся:
- возможность увеличения срока службы цепи при существенной экономии на ее замену;
- возможность применения на любых моделях мотоциклов, даже с электронным впрыском топлива;
- обеспечение чистоты цепи, которая всегда будет покрываться тонкой масляной пленкой.
Когда необходимо проводить
Независимо от покрытия дороги пыль, грязь, песчинки, вылетающие из-под колес велосипеда, оседают на цепи, постепенно загрязняют ее, ухудшая ходовые характеристики. Лучше не допускать возникновения серьезных проблем, чем разбираться с ними впоследствии. Для этого смазывать велосипедную цепь нужно:
- Как минимум каждые 100 км пробега (после предварительной капитальной чистки). Если приходится кататься по грунтовой дороге — чаще в два раза.
- Как только из нее доносится позвякивание или (тем более!) шелест, хруст. Это — сигнал к срочному обслуживанию. Появление скрипов — уже знак того, что цепь начинает ржаветь.
- После попадания под дождь, ливень. Струя воды из-под переднего колеса частично смывает смазку.
На заводе цепь в новом велосипеде обрабатывается густой, весьма липкой смазкой. Ее хватает на 300–400 км дороги, но после будет трудно оттереть сильно загрязненную субстанцию с металла, чтобы промаслить его заново. Поскольку снаружи она не нужна (пыль, грязь, налипая, превращают ее в абразивную пасту), перед первым использованием велосипеда липкое вещество протирают мягкой тканью, чуть смоченной растворителем.
Через каждые 100 км пробега велосипедную цепь требуется смазывать, проведя предварительно капитальную чистку
Появление скрипов в цепи — прямой сигнал о необходимости применения смазки