Система смазки двигателя бтр 80
Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/09/10494 (дата обращения: 24.02.2023).
При техническом обслуживании №1 через 2000 км пробега необходимо проверить уровень масла в агрегатах трансмиссии и при возникшей необходимости дозаправить его до нормы. При обнаружении утечки – выяснить её причину и устранить [1].
При проверке уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 применяются следующие инструменты и принадлежности из ЗИП машины: ключ коловоротный 12 мм, ключи гаечные 10×12, 14×17 мм, ключ торцовый 24 мм, ключ квадратный 10 мм, отвертка, ключи кольцевые 17×19 и 24×30 мм, шприц для заливки масла, ветошь[2, 3].
Краткие сведения о трансмиссии БТР-80. На машине применена механическая ступенчатая трансмиссия (рисунок 1), агрегаты и механизмы которой передают и преобразуют по величине и направлению крутящий момент от двигателя к колесам, а также гребному винту водометного движителя и к редуктору лебедки.
Каждый мост БТР-80 приводится в действие от раздаточной коробки машины с помощью независимой карданной передачи, что значительно повышает живучесть бронетранспортера в бою. Два передних моста являются управляемыми.
Агрегаты трансмиссии (в первую очередь раздаточная коробка) работают под большими нагрузками и поэтому требуют постоянного смазывания. При малом количестве масла (его определяют по уровню масла в картере) агрегат может выйти из строя.
Рисунок 1 – Схема трансмиссии бронетранспортера БТР-80
Состав трансмиссии БТР-80 представлен согласно таблице 1.
Т а б л и ц а 1 – Состав трансмиссии бронетранспортера БТР-80
Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправка их до нормы при необходимости. Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии представлены согласно рисунку 2.
Рисунок 2 – Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии
Проверку уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправку их до нормы при необходимости следует проводить согласно таблице 2.
Т а б л и ц а 2 – Смазочные работы, выполняемые при проверке масла в агрегатах трансмиссии БТР-80 при ТО-1
Для того, чтобы проверить уровень масла в коробке передач необходимо:
— снять щиток над коробкой передач в десантном отделении слева по ходу движения машины (рисунок 3);
Рисунок 3 – Снятие щитка над коробкой передач в десантном отделении
— вывернуть пробку с указателем (рисунок 4) уровня масла из заправочной горловины, протереть насухо указатель и вставить его снова до упора пробки в резьбу горловины не заворачивая. Масло должно покрывать указатель до отметки В. Если уровень масла окажется ниже указанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив её от пыли и грязи.
а – проверка уровня масла в коробке передач; б – пробка с указателем уровня масла
Рисунок 4 – Проверка уровня масла в коробке передач
Для проверки уровня масла в раздаточной коробке следует:
— поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;
— вывернуть указатель уровня масла (рисунок 5) и протереть его ветошью;
Рисунок 5 – Проверка уровня масла в раздаточной коробке
— вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя. При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла;
— завернуть указатель уровня масла. Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом;
— опустить на место левое многоместное сиденье десанта.
Уровень масла в первом, во втором и в третьем мостах проверять
Г-образным ключом квадратного сечения из ЗИП машины, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рисунок 6, а).
а – проверка уровня масла в первом, во втором и в третьем мостах; б – проверка уровня масла в четвертом мосту
Рисунок 6 – Проверка уровня масла в мостах бронетранспортера БТР-80
Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста. При этом ключ вставлять до упора вниз, прижимая его к передней кромке отверстия и к полуоси, как показано на рисунке 6, б.
ДЛЯ СПРАВКИ. Для заправки и слива масла в первом, втором и третьем мостах предусмотрены отверстия, закрываемые пробками и уплотнительными кольцами, расположенные соответственно в верхней и нижней частях картеров мостов. Для заправки масла в четвертый мост служит отверстие, расположенное около левого фланца картера моста. Отверстие заглушается конической пробкой. Для слива масла служит отверстие, аналогичное отверстиям в остальных мостах.
Для проверки уровня масла в колесных редукторах:
— отвернуть пробку заправочного отверстия;
— уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки заправочного отверстия. Если уровень масла ниже, то дозаправить картер свежим маслом с помощью заправочного шприца до уровня нижней кромки заправочного отверстия;
— поставить на место пробку заправочного отверстия с прокладкой и затянуть ее до отказа.
Проверка масла в редукторе водометного движителя. В крышке корпуса редуктора водометного движителя выполнено маслозаливное отверстие, закрываемое пробкой с рукояткой и щупом для контроля уровня масла. На щупе имеются риски максимального П и минимального О уровня масла. Масло в корпус движителя и редуктор 2 заливается через отверстие в крышке 1 корпуса редуктора, закрываемое пробкой 6. Уровень масла контролируется с помощью щупа на пробке (таблица 2. поз.5)
Для проверки уровня масла:
— установить машину на ровной горизонтальной площадке;
— открыть правую крышку надмоторного люка;
— вывернуть пробку 6 маслозаливного отверстия;
— вынуть и вытереть насухо щуп пробки и вставить его снова в маслоналивное отверстие до упора в картер, не заворачивая пробку;
— вынуть щуп из маслозаливного отверстия. Уровень масла должен находиться между рисками П и О на щупе. Дозаправить масло при необходимости до уровня метки П с помощью шприца;
— после контроля уровня масла завернуть пробку 6 и закрыть правую крышку надмоторного люка.
Для проверки уровня масла в лебедке:
— снять лист пола над лебедкой;
— вывернуть пробку контрольного отверстия 32 (рисунок 7). Уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки контрольного отверс-тия 7. Если уровень масла ниже, то следует вывернуть пробку маслозаливного отверстия;
— дозарпавить свежее масло через маслозаливное отверстие 7 до уровня нижней кромки контрольного отверстия 32;
— установить на место пробки маслозаливного и контрольного отверстия, затянув их до отказа.
7 – пробка маслозаливного отверстия; 32 – пробка контрольного отверстия;
Рисунок 7 – Лебёдка
Для заливки и дозаправки масла в агрегаты в комплекте ЗИП машины имеется шприц (рисунок 8) с рабочим объемом 320 см 3 .
Рисунок 8 – Шприц для залива масла
Если при осмотре была обнаружена утечка масла в агрегатах трансмиссии, то сразу необходимо выяснить её причину и устранить. После этого довести уровень масла до нормы.
Если утечка масла оказалась значительной, то для дозаправки агрегата трансмиссии целесообразно использовать устройства и нагнетатели для заправки маслом узлов и механизмов машин, которые имеются на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин ПТОР.
Библиографический список
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.
- Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
- Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2023. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».
Силовая установка БТР-80
2.2.1. Общее устройство силовой установки БТР-80.
Силовая установка представляет собой комплекс узлов и агрегатов, включающий силовой агрегат и обслуживающие двигатель системы питания топливом, питанием воздухом, смазки, охлаждения и предпускового подогрева. Силовой агрегат состоит из двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач. На двигателе смонтированы воздушный компрессор, гидронасос, топливные и масляные фильтры, а также два генератора и котел предпускового подогревателя.
Силовой агрегат установлен на деталях и узлах подвески в отделении силовой установки.
Подвеска силового агрегата состоит из двух передних 9 (рис. 2.60), двух задних 15 и одной поддерживающей 10 опор.
Передние (по ходу машины) опоры расположены с обеих сторон картера сцепления.
Между башмаком 11 (рис. 2.61), крышкой 19 и кронштейном 17 расположена резиновая подушка 14, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Между крышкой 19 и кронштейном 17 установлены регулировочные прокладки 13.
Задние (по ходу машины) опоры расположены с обеих сторон блока двигателя.
Резиновая подушка 23 выполняет функцию гасителя колебаний.
Поддерживающая опора расположена под передней частью картера коробки передач.
Рис. 2.60. Силовой агрегат
1– двигатель; 2 – гидронасос; 3 – компрессор; 4 – фильтры тонкой очистки топлива; 5 и 20 – турбокомпрессоры; 6– ремни привода гидромуфты вентилятора; 7 – ремни привода насоса системы охлаждения; 8 – свечи ЭФУ; 9 – передняя опора; 10 – поддерживающая опора; 11– промежуточная опора карданной передачи на водометный движитель; 12 – коробка передач; 13 – сцепление; 14 – генератор; 15 – задняя опора; 16 – ремни привода генератора; 17– насосный агрегат пускового подогревателя; 18 – котел пускового подогревателя; 19 – охладитель масла коробки передач
Резиновая подушка 7 охватывает полку кронштейна 3, который крепится к балке 9, приваренной на корпусе машины. Между кронштейном З ибалкой 9 установлены регулировочные прокладки 1.
Две продольные тяги 27, соединяющие кронштейн 5 с кронштейнами, приваренными на поперечине 26 корпуса, ограничивают продольные перемещения силового агрегата.
Рис. 2.61. Подвеска силового агрегата
1 – регулировочные прокладки; 2, 15 и 32 – болты; 3 и 5 – кронштейны поддерживающей опоры; 4 – обойма; 6 – накладка; 7 – подушка поддерживающей опоры; 8 – картер сцепления; 9 — балка корпуса; 10, 12 и 17 — кронштейны передней опоры; 11—башмак; 13—регулировочные прокладки; 14 — подушка передней опоры; 16— картер маховика; 18—стяжной болт; 19—крышка; 20 — колпак; 21 — передняя крышка блока цилиндров; 22—кронштейн задней опоры, 23 подушка задней опоры; 24—поперечная балка, 25—кронштейн; 26—поперечина корпуса, 27 тяга; 28 и 31—пробки сливных отверстий коробки передач; 30—пробка в днище корпуса; 33 кольцо; 34—уплотнитель; 35—хомут, 36 — коробка передач
Дата добавления: 2016-10-26 ; просмотров: 6327 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Назначение основных узлов и систем
Основными частями любой боевой машины, обеспечивающими их подвижность, являются силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.
Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.
Двигатель является источником механической энергии. На современных боевых машинах применяются двигатели внутреннего сгорания трех типов: карбюраторные, дизельные и газотурбинные.
Дизели широко применяются на современных боевых машинах, так как они являются более экономичными по сравнению с карбюраторными двигателями.
Основными достоинствами газотурбинных двигателей являются простота конструкции, облегченный запуск при низких температурах.
Система питания топливомпредназначена для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.
Система питания воздухом служит для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и подачи к цилиндрам двигателя.
Система смазки предназначена для хранения, очистки и подачи масла к трущимся поверхностям деталей и узлов двигателя.
Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания температуры этих деталей в необходимых пределах. Применяемая охлаждающая жидкость: летом – вода с трехкомпонентной присадкой (присадка предохраняет детали системы охлаждения от коррозии и образования накипи), зимой – антифриз марки «40» или «65».
Система облегчения пуска двигателя предназначена для подогрева двигателя, системы смазки, системы охлаждения при низких температурах окружающей среды.
Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов, передающих энергию от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.
Трансмиссия состоит из следующих узлов: главного фрикциона (сцепления), коробки передач, механизма поворота (для гусеничных машин) и бортовых редукторов (колесных редукторов).
Главный фрикцион (сцепление) размещается между двигателем и коробкой передач и предназначен для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач, для остановки машины и плавного трогания с места, для предохранения агрегатов трансмиссии и двигателя от перегрузок при резком изменении нагрузок на ведущих колесах.
Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел между двигателем и ведущими колесами с целью изменения тяговых усилий и скоростей движения машины в больших пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя.
Механизм поворота гусеничных машин предназначен для осуществления поворота за счет изменения скоростей движения гусениц. Поворот колесных машин осуществляется за счет изменения положения передних колес по сравнению с прямолинейным движением.
Бортовые редукторы (колесные редукторы) предназначены для постоянного увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, с целью уменьшения габаритов коробки передач и механизма поворота.
Ходовой частью называется совокупность деталей и узлов, обеспечивающих опору машины на грунт и, за счет их взаимодействия с внешней средой, ее движение.
Ходовая часть боевой машины состоит из подвески и движителя.
Подвеской называется совокупность узлов и деталей, соединяющих корпус машины с опорными катками (колесами). Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, передаваемых на корпус, при движении по неровной дороге или местности.
Движитель предназначен для создания тяговых усилий и обеспечения движения машины.
В настоящее время на боевых машинах применяются: гусеничный движитель, колесный движитель, а на плавающих машинах – водоходный движитель.
В качестве водоходного движителя используются гусеницы машины (БМП) или гидрореактивный движитель – водомет (БТР).
1.2. Общее устройство бмп-2
1.2.1. Общая характеристика
Боевая машина пехоты БМП-2(рис.1.1) является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность, и предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности пехоты, действующей на поле боя в обычных условиях или в условиях применения ракетно-ядерного оружия.
Рис.1.1. Боевая машина пехоты (вид слева и спереди)
Машина вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для борьбы с бронированными целями из машины и вне ее.
Вооружение, установленное в БМП-2, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
На машине установлены устройства, предназначенные для защиты экипажа и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и бактериологического оружия, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении машины по зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения.
Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой и системой пуска дымовых гранат.
Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование.
Машина может преодолевать водные преграды на плаву, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиадесантирования.
Расчет машины состоит из десяти человек: экипаж три человека (командир, механик-водитель, оператор-наводчик) и семь стрелков-десантников. Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры машины, расположенные в десантном отделении и отделении управления.
Боевая и техническая характеристика БМП-2
Наименование | Параметры |
Общие данные | |
Масса в боевом снаряжении, т | 14+2% |
Экипаж, человек | 3(7) |
Основные размеры, мм | |
Длина с пушкой вперёд, мм длина корпуса, мм ширина общая, мм ширина по гусеницам, мм высота общая, мм клиренс, мм | |
Вооружение | |
Пушка: Калибр, мм Скорострельность, выстр./мин Дальность прямого выстрела, м БПК/КУМ Наибольшая прицельная дальность, м Противотанковый комплекс Пулеметы: Спаренный с пушкой ПКТ, мм Сигнальный пистолет, мм | 2А42 200-300 9К113М 7,62 |
Продолжение табл. 1.1
Наименование | Параметры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пушечных выстрелов всего, шт Патронов к ПКТ, шт Патронов к бортовому ПК, шт Гранаты для РПГ-7, шт Ручных гранат Ф-1, шт Патронов к сигнальному пистолету, шт ПТУР 9М113М | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность и проходимость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость движения, км/час: — средняя по грунтовой дороге — максимальная по шоссе — на плаву Запас хода на основных топливных баках, км Емкость топливных баков, л Преодолеваемые препятствия: — максимальный угол подъема, град — ширина рва, м — высота стенки, м — глубина брода, м | 40-50 2,5 0,7 Плав. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силовая установка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя Тип двигателя Мощность двигателя, л.с. | УТД-20С1 6-ти цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силовая передача | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип число передач (вперед + назад) | Механическая с планетарными механизмами поворота 5+1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ходовая часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя Тип подвески | Гусеничный с передним расположением ведущих колес Независимая торсионная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальное оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система защиты от ОМП Противопожарное оборудование Средства маскировки | ПАЗ ППО ТДА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 1.1
|