- В двигателе нет давления масла или давление падает: причины и способы устранения
- Низкое давление масла в двигателе: причины неисправности
- Загорелась лампочка давления масла: аварийная ситуация
- Что можно сделать самому
- Подведем итоги
- Низкое давление масла: чем грозит и как устранить
- Оптимальное давление масла в двигателе
- Признаки низкого давления масла
- 5 причин низкого давления масла
- Что делать, если упало давление масла
- Мнение автолюбителей по поводу низкого давления масла
В двигателе нет давления масла или давление падает: причины и способы устранения
Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания представляет собой силовой агрегат, в котором имеется большое количество нагруженных деталей и узлов. Для нормальной работы ДВС такие детали нуждаются в постоянной смазке, которую обеспечивает масляная система двигателя. Рабочей жидкостью в системе является моторное масло.
В системе смазки масло подается по отдельным каналам под определенным давлением, что позволяет эффективно смазывать детали, испытывающие динамические и другие нагрузки. При этом в процессе эксплуатации мотора можно столкнуться с тем, что пропало давление масла в двигателе. Водитель может заметить, что моргает лампа давления масла на прогретом двигателе, давление масла на холостых оборотах двигателя падает и т.п.
В этой статье мы намерены поговорить о том, какое давление масла должно быть в двигателе, почему нет давления масла в двигателе, а также как проверить давление масла в двигателе на бензиновом или дизельном ДВС доступными способами. Параллельно будет рассмотрен вопрос, что дает присадка в двигатель для повышения давления масла и насколько эффективным можно считать подобное решение.
Низкое давление масла в двигателе: причины неисправности
Как уже было сказано, на снижение давления масла указывает загорание сигнальной аварийной лампочки на панели приборов. Отметим, что указанная лампочка масла не обязательно должна гореть постоянно. Встречаются случаи, когда при нагреве двигателя загорается лампочка давления масла, при этом на холодном агрегате такой проблемы нет.
Похожая ситуация возникает и с холостым ходом. На холостых оборотах лампочка масла горит или моргает, однако после повышения оборотов до какого-либо значения быстро гаснет. В таких случаях необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля и выяснить, почему нет давления масла в двигателе, причины неисправности, а также определиться со способами их устранения.
- Прежде всего, необходимо осмотреть ДВС сверху и снизу на предмет явных подтеков масла, проверить уровень масла в двигателе. Недостаточное количество смазочного материала приведет к тому, что давление упадет и возникнет масляное голодание.
- Следующим шагом становится проверка состояния самого масла. Не допускается использование слишком «жидкого» или вязкого материала, который не предназначен для данного типа двигателя заводом-изготовителем ДВС. Именно первый случай часто приводит к тому, что маловязкое масло не способно создать нужного давления.
Добавим, что по этой причине часто падает давление масла на прогретом двигателе (зазоры между деталями увеличиваются с нагревом, от растущей температуры смазка сильно разжижается). При этом пока двигатель и масло холодные, вязкости смазки достаточно, то есть лампочка не загорается.
- Еще одной аварийной причиной снижения вязкости масла является то, что в систему смазки попадает рабочая жидкость из системы охлаждения (тосол, антифриз). В результате охлаждающая жидкость попадает в картер мотора и масло разбавляется ОЖ. Во время работы маслонасоса происходит вспенивание смазки, насос захватывает пену, снижается производительность.
Другими словами, система смазки не в состоянии создать необходимого давления, а само масло теряет свои свойства. Причиной попадания ОЖ может быть трещина в БЦ или ГБЦ, разрушение прокладки блока цилиндров и т.д.
Определить проблему можно по густому белому выхлопу, а также по наличию эмульсии на крышке маслозаливной горловины или на щупе. Также косвенным признаком является снижение уровня ОЖ в расширительном бачке системы охлаждения, при этом уровень масла в смазочной системе будет увеличен.
- Также следует отметить, что на свойства масла может сильно влиять и попадающее в картер топливо. Если двигатель неисправен, (например, имеются проблемы с качеством и воспламенением топливной смеси, в цилиндрах низкая компрессия, льют форсунки и т.д.), тогда топливо в камеру сгорания подается, но сжигания заряда не происходит.
Если в цилиндрах не происходит сгорания, тогда мотор сильно троит, работает с перебоями, дымит, перерасходует топливо. Повышенный уровень масла и отчетливый запах горючего в нем, а также светлые пятна и сильное разжижение укажут на наличие топлива в смазочном материале.
- Отдельного внимания заслуживает масляный фильтр, который может оказаться подделкой или браком. Если в фильтре нет запорного клапана или запорной шайбы, тогда после остановки мотора смазка из каналов и фильтра стечет в картер.
Дальнейший запуск приводит к тому, что давление в системе недостаточное в течение нескольких секунд, так как за это время происходит заполнение фильтра маслом. Естественно, пока давление не поднимется, будет гореть лампочка масла, затем потухнет. Однако проблема будет повторяться после каждой остановки и последующего запуска.
К подобному эффекту может привести и сильное загрязнение масляного фильтра, а также несвоевременная его замена. Запорный или редукционный клапан в системе может подклинивать от попавшего мусора, отложений и т.п.
- Еще давление масла в дизельном двигателе или бензиновом агрегате может оказаться низким по причине того, что из-под датчика давления масла течет смазка. В этом случае давления в области датчика будет недостаточно. Аварийная лампочка может загораться периодически или постоянно, на холостом ходу, в движении на низких или повышенных оборотах.
В процессе длительной эксплуатации или по другим причинам происходит сильное загрязнение маслоприемника. Часто забивается его сеточка, в результате чего смазка не подается в двигатель.
- Неисправности узлов и деталей самого двигателя также являются причиной низкого давления. В этом случае можно говорить о серьезном износе или повреждениях, которые приводят к тому, что нужного сопротивления при подаче масло не встречает. Получается, давление закономерно падает.
К такому снижению давления может привести изношенный коленвал и его вкладыши, износ и выработка в области распредвала, ЦПГ, поршневых колец и т.д. Достаточно часто низкое давление смазки в подобных случаях указывает на необходимость серьезного или даже капитального ремонта двигателя.
Загорелась лампочка давления масла: аварийная ситуация
Итак, если горит или моргает лампочка давления масла, это значит, что давление в системе смазки упало, двигатель нужно заглушить как можно скорее.
- Даже если визуально не видно явных подтеков (например, клапанная крышка сухая, нет следов масла на блоке цилиндров), при этом уровень масла низкий, тогда следует внимательно осмотреть место установки масляного фильтра и датчика давления масла.
Также повышенное внимание следует уделить переднему и заднему сальнику коленвала, месту соединения поддона двигателя. На многих авто потребуется детальный осмотр снизу, что сделать без ямы или подъемника сложно.
- В том случае, если обнаружена утечка, нужно долить подходящее масло (при интенсивной течи допускается перелив немного выше уровня). Затем двигатель можно запускать. Если лампочка погасла, тогда можно доехать до СТО своим ходом, не нагружая мотор.
- Если уровень смазки низкий и нет давления, при этом также не обнаружено никаких подтеканий, тогда смазку нужно долить. После этого мотор запускают для оценки цвета выхлопа. Синий или сизый маслянистый дым из выхлопной трубы укажет на то, что могло произойти залегание поршневых колец, кольца изношены, возникли проблемы с зеркалом цилиндра (задиры).
Другими словами, сильно увеличен расход смазки (двигатель ест масло). Еще к увеличенному расходу приводит повышение давления в картере, проблемы с маслосъемными колпачками. Если после долива лампочка не горит и не моргает, тогда до станции техобслуживания можно доехать своим ходом, после чего проводится углубленная диагностика.
Обратите внимание, в случае, когда долив масла по уровню не решил проблему (лампа на панели все равно горит), тогда своим ходом двигаться на автомобиле нельзя. Также не рекомендуется буксировать ТС при помощи троса. Лучше всего вызвать эвакуатор для доставки автомобиля на ремонт.
Что можно сделать самому
Проблему низкого давления масла сильно осложняет взаимосвязь расхода смазки и понижения уровня с общим показателем давления в системе. При этом целый ряд неисправностей можно устранить самостоятельно.
- В случае обнаружения утечек проблему достаточно легко локализовать и решить. Например, протечка масла из-под масляного фильтра устраняется его подтяжкой или заменой. Похожим образом решается и проблема с датчиком давления масла, через который течет смазка. Датчик затягивается или просто меняется на новый.
Что касается течей сальников, в этом случае понадобится наличие времени, инструментов и навыков. При этом заменить передний или задний сальник коленвала своими руками можно у себя в гараже со смотровой ямой.
Течь масла из-под клапанной крышки или в области поддона можно устранить путем затяжки крепежей, замены резиновых уплотнительных прокладок, при помощи специальных герметиков для двигателя. Нарушение геометрии соединяемых плоскостей или повреждения крышки клапанов/поддона укажут на необходимость замены таких деталей.
- Если ОЖ попадает в моторное масло, тогда можно самому снять ГБЦ и заменить прокладку головки блока, соблюдая при этом все рекомендации касательно снятия и последующей обтяжки головки блока цилиндров. Дополнительная проверка привалочных плоскостей укажет на то, нужно ли делать шлифовку головки блока. При обнаружении трещин блока цилиндров или головки также возможен ремонт.
- В том случае, когда проблема в системе смазки не так очевидна, при этом ремонтировать автомобиль приходится самостоятельно, тогда в самом начале следует осуществить замер давления масла в двигателе.
Для решения задачи, а также с учетом точного представления о том, в чем измеряется давление масла в двигателе и как это делается, нужно заранее подготовить дополнительное оборудование. Отметим, в свободной продаже существует готовый прибор для измерения давления масла в двигателе.
Как вариант, измеритель давления масла универсальный «Измерит». Такое устройство вполне доступно по цене, имеет в комплекте все необходимое. Также можно изготовить похожий прибор своими руками. Для этого потребуется подходящий маслостойкий шланг, манометр и переходники.
Подведем итоги
С учетом вышесказанного становится понятно, что давление в системе смазки может падать по многим причинам:
- качество масла или потеря его свойств;
- течи сальников, прокладок, уплотнителей;
- масло «давит» из двигателя (растет давление по причине нарушений работы системы вентиляции картера);
- неисправности маслонасоса, другие поломки;
- силовой агрегат может быть сильно изношен и т.д.
Отметим, что в некоторых случаях водители прибегают к использованию присадки для увеличения давления масла в двигателе. Например, XADO ревитализант. По заявлениям производителей такая антидымная присадка с ревитализантом уменьшает расход масла, позволяет смазке сохранять необходимую вязкость при нагреве до высоких температур, восстанавливает поврежденные шейки и вкладыши коленвала и т.д.
Редко, но бывает так, что возникают проблемы по электрике. По этой причине не следует исключать вероятность повреждения электрических элементов, контактов, датчика давления или самой проводки.
Напоследок добавим, что избежать многих проблем с масляной системой и двигателем помогает использование только рекомендуемого масла. Также необходимо подбирать смазку с учетом индивидуальных особенностей эксплуатации. Не меньшего внимания заслуживает и правильный подбор индекса вязкости по сезону (летнее или зимнее масло)
Моторное масло и фильтры нужно менять правильно и делать это строго по регламенту, так как увеличение межсервисного интервала приводит к сильному загрязнению системы смазки. Продукты распада и другие отложения в этом случае активно оседают на поверхностях деталей и стенках каналов, забивают фильтры, сетку маслоприемника. Маслонасос в таких условиях может не обеспечить нужного давления, возникает масляное голодание и значительно увеличивается износ мотора.
Низкое давление масла: чем грозит и как устранить
Низкое давление масла – это одна из тех причин, из-за которой надо немедленно остановиться и заглушить двигатель. Если мотор будет работать без достаточной смазки, то это приведет к его капитальной поломке, отсюда либо ремонт, либо замена на контрактный двигатель.
После того как проблема обнаружилась, необходимо найти причину низкого давления. В нашей статье мы расскажем, почему падает давление, разберем меры экстренной помощи и приведем рекомендации опытных автовладельцев.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Оптимальное давление масла в двигателе
- Признаки низкого давления масла
- 5 причин низкого давления масла
- Что делать, если упало давление масла
- Мнение автолюбителей по поводу низкого давления масла
Оптимальное давление масла в двигателе
Смазка для двигателей внутреннего сгорания, которая производится на современных заводах, является многофункциональной и способствует оптимальной работе мотора:
- смазывает трущиеся элементы;
- не дает двигателю перегреваться;
- препятствует образованию ржавчины;
- удаляет нагар;
- смывает частички износа металла из рабочей зоны.
Однако данные функции моторное масло станет выполнять лишь в том случае, если подавать его на кулачки, клапаны, поршни, кривошипно-шатунный механизм, а также прочие детали двигателя.
Подача смазки осуществляется из картера под давлением по каналам с помощью масляного насоса. Соответственно, если работа ДВС происходит интенсивно, масло подается в большом количестве.
Что касается моторов без наддува, объем которых не более 1, 6 л, оптимальное масляное давление позволит восстановить и выровнять компрессию, уменьшить количество потребляемого топлива и смазки. Также будут наилучшим образом защищены трущиеся элементы в ЦПГ. Во время пуска двигателя и его перегреве не будет выходить из строя ГРМ.
Чтобы определить, какое масляное давление должно быть, нужно учесть:
- объем мотора;
- производителя;
- модель;
- тип ДВС: бензиновый или дизельный.
Чтобы понять, высокое или низкое давление масла в моторе, необходимо знать оптимальные значение данного параметра. Оно указано в технических характеристиках транспортного средства. Усредненные значения будут следующие:
- на холостом ходу – приблизительно 2 атмосферы (0,2 МПа);
- при 4000–5000 оборотах в минуту – от 4,5 до 6,5 атмосферы (0,45–0,65 МПа).
Что касается дизельных моторов, данный показатель будет ниже на 40–50 %. Однако это среднее значение. В зависимости от модели бензинового и дизельного ДВС будут небольшие отличия: оптимальное давление масла может быть чуть ниже или, наоборот, чуть выше.
В нижеследующей таблице представлены усредненные показатели масляного давления в зависимости от объема мотора:
2 атмосферы на холостом ходу;
2,7–4,5 атмосферы на 2000 оборотов в минуту.
1,3 атмосферы на холостом ходу;
3,5–4,5 атмосферы на 2000 оборотов в минуту.
1,8 атмосферы на холостом ходу;
4,0 атмосферы на 2000 оборотов в минуту.
2,0 атмосферы на холостом ходу;
3,5 атмосферы на 3500 оборотов в минуту.
дизельный 1,9 л и 2,5 л
0,8 атмосферы на холостом ходу;
2,0 атмосферы на 2000 оборотов в минуту.
Чтобы стало понятнее, рассмотрим пример: давление в бензиновом моторе ВАЗ 2112 на холостом ходу 1,5–2,5 бар. Но на 5000 оборотов в минуту этот показатель увеличивается до 4–6 атмосфер. На холостом ходу давление будет находиться в штатных границах, при увеличении оборотов – превысит средние значения.
Чтобы произвести замеры масляного давления, следует прогреть двигатель. Нельзя проводить данную процедуру на холодном моторе, поскольку полученные значения будут далеки от реальных.
Признаки низкого давления масла
Вы сразу поймете, что давление масла в двигателе низкое: на приборной панели загорится индикатор. Мигающая лампочка указывает на неисправность ДВС. Какие еще есть симптомы того, что масляное давление ниже нормы:
- из выхлопной трубы идет черный дым, данный признак свидетельствует о том, что ДВС перегрелся;
- в результате того, что детали сильно трутся друг об друга, произойдет их расшатывание, что приведет к появлению стуков и вибрации;
- выйдут из строя подшипники;
- когда давление масла низкое, быстро выгорит смазка, появится неприятный запах.
Выше перечислены косвенные признаки, это значит, что не всегда обнаружение одного или нескольких являются следствием низкого давления масла. Однако при их обнаружении первоначальной мерой должна быть проверка давления масла в моторе.
5 причин низкого давления масла
Далее перечислим основные причины того, что давление масла низкое.
- В моторе слишком мало смазки.
Даже если во время обслуживания авто вы залили много моторного масла, давление все равно может быть низким.
Происходит это чаще всего потому, что смазка расходуется неправильно. Например, есть масляная течь, испарение.
Многие автомобилисты проверяют уровень смазки нерегулярно. В этом случае можно столкнуться с серьезными поломками, когда помочь может только капитальный ремонт.
Кроме того, необходимо понимать, что чем старше мотор, тем больше смазки он будет расходовать. Все, что вам остается делать – это время от времени добавлять смазочный материал.
Произойдет срабатывание датчика низкого давления масла, если есть течь. Если возникла такая проблема, вы заметите под машиной масляные подтеки. Откладывать ремонт в таком случае нельзя. Также следует регулярно производить замену моторного масла, только тогда давление будет оптимальным.
Износился мотор.
Смазочный материал циркулирует по всему ДВС. Однако с годами зазоры между деталями становятся больше в результате износа. Это приводит к тому, что масло быстро протекает, а его давление становится меньше.
Чтобы понять, что причина низкого давления масла в изношенном моторе, следует проконсультироваться с механиком. Такая проблема зачастую возникает в двигателях с большим пробегом. Для устранения неисправности можно сделать капитальный ремонт мотора либо установить новый двигатель.
Вязкость масла подобрана неправильно.
Если залить в ДВС слишком густую либо, наоборот, жидкую смазку, давление масла будет низкое или высокое.
Читайте также!
Под вязкостью понимается плотность смазки, которая применяется для моторов.
Когда смазочный состав достаточно вязкий и плотный, он будет течь медленнее. В результате давление начнет повышаться медленно. Учитывайте это при низких температурах.
Жидкое масло циркулирует в системе быстро, продвигаясь по проходам. Манометр регистрирует это, на приборной панели загорается лампа низкого давления масла.
Чтобы такого не происходило, важно грамотно подобрать вязкость смазки. Учитывайте рекомендации автопроизводителя, тогда вы не совершите ошибок при выборе вязкости масла.
От масляного фильтра также зависит давление смазки в системе. Если фильтрующий элемент засорится, давление упадет. Происходит это потому, что в фильтр попадает сажа, влага, частички пыли. При повреждении обходного клапана, который контролирует давление, следует проверить фильтр, возможно, он неисправен.
Вышел из строя манометр, измеряющий масляное давление.
Нередко случается и такое, что давление масла на горячем двигателе низкое потому, что неисправен манометр. В этом случае вы не заметите никаких посторонних шумов, двигатель не перегреется.
Чтобы в реальном времени измерить масляное давление, на ДВС установлены специальные датчики. Они могут выйти из строя. Верное решение в таком случае – заменить их. Также причина поломки может быть в масляном насосе.
Что делать, если упало давление масла
Заметили, что на приборной панели светится индикатор низкого давления масла? Первое, что необходимо сделать, – незамедлительно заглушить мотор.
Возможно, вы не обнаружите подтеков смазки, а клапанная крышка будет сухая, на БЦ также масло отсутствует. Но несмотря на это уровень смазки критически низкий. Чтобы найти поломку, следует осмотреть область, где установлен масляный фильтр, а также датчик давления смазки.
Кроме того, необходимо провести осмотр переднего и заднего сальника коленчатого вала, и места, где соединяется поддон мотора. Скорее всего, придется загнать автомобиль на подъемник либо яму.
Осматривая мотор и подкапотное пространство, обратите внимание на коробку переключения передач. Если есть протечка сальника коленчатого вала, то масло попадет на нижнюю часть КПП.
При обнаружении протечки доливаем масло, рекомендованное автопроизводителем. Если течь сильная, долить нужно чуть выше максимальной отметки. После этого запускам мотор. Заметили, что индикатор больше не светится? Тогда отправляетесь в автосервис, важно двигаться плавно, не перегружая ДВС.
Читайте также!
В случае, когда низкое давление масла, так же как и его уровень, но протечку вы не обнаружили, доливаем недостающую смазку. Затем заводим двигатель и смотрим на оттенок выхлопных газов. Если цвет синеватый либо сизый, скорее всего, залегли поршневые кольца либо произошел их сильный износ, есть задиры в цилиндрах.
В подобных случаях резко увеличивается потребление масла, появляется «масложор». Кроме того, давление в картере будет высоким, возникнут проблемы с маслосъемными колпачками. Долили масла, но индикатор не мигает? Тогда отправляемся на СТО самостоятельно. В автосервисе специалисты продиагностируют автомобиль и выявят причину поломки.
Важно! Если после того, как вы долили смазку, проблема не решилась и индикатор продолжает мигать, нельзя ехать на машине. Также не стоит перевозить транспортное средство на буксире, зацепив за трос. Оптимальное решение – вызвать эвакуатор и отправиться на СТО.
О серьезной неисправности говорят следующие признаки: низкое давление масла, «масложор», падение давления смазки в двигателе. Однако устранить неполадки можно своими руками.
Если вы обнаружили протечку масла, справиться с проблемой будет легко. К примеру, потребуется заменить либо подтянуть масляный фильтр. Точно так же нужно поступить, если смазка вытекает через датчик масляного давления.
Если же протекает сальник, потребуется много времени, специнструменты и опыт проведения подобных работ. Выполнить замену переднего либо заднего сальника коленчатого вала самостоятельно получится, если у вас есть гараж с ямой.
Когда смазка подтекает из-под клапанной крышки либо в области поддона, придется затянуть крепежи, заменить резиновые уплотнительные прокладки. Для этого нужен клей-герметик для мотора.
Если нарушена геометрия соединяемых элементов, повреждена крышка клапанов либо поддон, придется заменить их.
Заметили, что антифриз смешивается со смазкой? В этом случае придется снять головку блока цилиндров, установить новую прокладку ГБЦ. Выполнять эту работу, а также обтягивать головку блока цилиндров следует с учетом рекомендаций автопроизводителя.
Кроме того, надо проверить привалочные плоскости, чтобы понять, требуется ли шлифовать ГБЦ. Если вы заметили трещинки блока либо ГБЦ, придется ремонтировать их.
Если вышел из строя масляный насос, придется установить новый расходник. Не следует чистить маслоприемник: просто замените деталь.
Мнение автолюбителей по поводу низкого давления масла
- Когда причина в насосе.
«Если вы хотите понять причину того, почему низкое давление масла, придется замерить смазку на разных режимах работы мотора. Естественно, перед этим разогреваем смазку, нагружая ДВС».
Отремонтировал машину, и давление масла стало низким.
«Оборвался ремень газораспределительного механизма. После ремонтных работ детали притираются друг к другу, частички мусора попадают в поддон. А когда маслоприемник забьется, давление будет недостаточным».
Низкое давление и тип смазки.
«Как определить, можно ли использовать ту или иную смазку на вашем моторе? Для этого замеряем давление после того, как залили новое масло. Вы должны приблизительно знать, насколько может снизиться этот параметр при переходе на новое масло с 5w50, к примеру. Если показатель на ХХ упал до 0,4 (я замерял на одном двигателе), ничего страшного. Но когда давление падает на 0-5w40, значит, причина не в смазке. Вышла из строя система подачи смазки либо сам ДВС».
Проводим диагностику.
«Первое, что нужно сделать, – осмотреть пространство под машиной, возможно, вы обнаружите течь. Также можно поехать в автосервис и с помощью щупа определить уровень смазки. Если на данном этапе проблем не обнаружилось, снимаем масляный фильтр, меняем его на новый. Возможно, обратный клапан в фильтре не работает, масло стекает в картер, пока насос не наберет смазку, горит индикатор».
Почему давление масла низкое?
«Самая частая причина – сломался датчик. На моем авто индикатор тоже горел, после замены насоса, вкладышей шатунных ничего не изменилось. Лампочка низкого давления мигает. В итоге выяснилось, что проблема в датчиках».
Читайте также!
Чтобы масляная система и ДВС функционировали исправно, следует заливать в мотор рекомендованное автопроизводителем масло. Кроме того, при выборе смазочного состава учитывайте эксплуатационные условия. Также следует подобрать смазку с подходящей вязкостью в зависимости от сезона: для лета или для зимы.