- Дефицита бензина Аи-80 нет — «Узбекнефтегаз»
- Компания «Узбекнефтегаз» опровергла сообщения о дефиците бензина Аи-80 и повышении цен на своих заправках. В Минэнерго Узбекистана заявили, что запасов бензина достаточно.
- Почти 300 заправок лишились поставок бензина из-за повышения цен и некачественного топлива
- Почти 300 заправок перестали получать бензин из-за «необоснованного повышения цен и нарушения качества продукции», сообщили в «Узнефтегазинспекции». Организация также изучает сообщения о том, что некоторые водители покупают дополнительные канистры бензина и продают их в областях.
- Среднюю Азию накрыл топливный кризис
- В Казахстане, Узбекистане и Киргизии образовались очереди на АЗС
- Топливный туризм
- Соцсети: Водители выстраиваются в километровые очереди за «драгоценным» бензином АИ-80
Дефицита бензина Аи-80 нет — «Узбекнефтегаз»
Компания «Узбекнефтегаз» опровергла сообщения о дефиците бензина Аи-80 и повышении цен на своих заправках. В Минэнерго Узбекистана заявили, что запасов бензина достаточно.
Компания «Узбекнефтегаз» опровергла сообщения о дефиците бензина марки Аи-80 и повышении цен на своих автозаправочных станциях.
В последние дни во всех регионах Узбекистана из-за резкого понижения температуры наблюдаются очереди на автозаправках, а также вырос спрос на бензин Аи-80 на фоне ограничения работы газовых заправок.
Для предупреждения дефицита и стабилизации цен через биржевые торги бензин продаётся в малых лотах и поставляется на заправки через нефтебазы с помощью недавно построенной эстакады для слива Бухарского нефтеперерабатывающего завода.
В ноябре на биржу с предприятием «Промышленная энергетическая группа» (Saneg) на продажу выставлялось 3300 тонн бензина Аи-80 в сутки. С учётом возросшей потребности сегодня выставляется до 4540 тонн, говорится в сообщении.
Розничная цена автобензина Аи-80 на АЗС UNG Petro остаётся на уровне 6800 сумов за литр. По прежним ценам реализуется и бензин других марок: Аи-92 — 9500 сумов и Аи-95 — 10500 сумов, заявили в компании.
Для предотвращения дефицита «Узбекнефтегаз» создал резерв из 35,7 тысячи тонн бензина и достаточного объёма сырья. На Бухарском НПЗ планируется переработать 142,2 тысячи тонн сырья и произвести 83,7 тысячи тонн автобензина.
По данным Министерства энергетики, частные предприниматели также завозят импортный бензин — с начала года ежемесячно импортируется в среднем 10 тысяч тонн бензина.
Жалобы по поводу искусственного завышения цен на бензин можно оставить круглосуточно по телефону 71−200−01−24 («Узбекнефтегаз»).
Почти 300 заправок лишились поставок бензина из-за повышения цен и некачественного топлива
Почти 300 заправок перестали получать бензин из-за «необоснованного повышения цен и нарушения качества продукции», сообщили в «Узнефтегазинспекции». Организация также изучает сообщения о том, что некоторые водители покупают дополнительные канистры бензина и продают их в областях.
Почти 300 автомобильных заправок лишились поставок бензина из-за «необоснованного повышения цен и нарушения качества продукции». Об этом «Газете.uz» сообщили в пресс-службе Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Узбекистана («Узнефтегазинспекция»).
По данным инспекции, в связи с резким похолоданием временно ограничена подача природного газа на ряд крупных производственных объектов, в том числе на газовые заправки, чтобы обеспечивать энергоресурсами в первую очередь население, социальные и стратегические объекты.
В результате вырос спрос на бензин, поскольку автомобили, работающие на сжатом газе, перешли на бензин.
Чтобы покрыть возросший спрос, поставки бензина на более чем 2000 АЗС в Узбекистане увеличены с 3200 до 4000 тонн в сутки. В настоящее время имеется достаточный резерв для обеспечения потребностей потребителей в бензине, а также увеличены мощности производственных предприятий за счёт роста импорта сырья, сообщили в «Узнефтегазинспекции».
«Временные ограничения на газонаполнительных станциях не приведут к росту цен на бензин. Несмотря на это, некоторые недобросовестные предприниматели продают некачественный бензин, искусственно завышают цену или создают дефицит», — заявили в инспекции.
Рабочие группы изучили ситуацию на местах и выявили нарушения у 299 заправок, из-за чего им прекратили поставку бензина. Кроме того, в ходе проверок выявлено около 15 млн литров некачественных нефтепродуктов и «приняты соответствующие меры».
В частности, специалисты проверили сообщение в социальных сетях и установили, что на одной из заправок в Термезе (Сурхандарьинская область) частной фирмы «ДОН» бензин продавался по 8000 сумов. Дано указание о прекращении подачи бензина на эту заправку.
«В связи с тем, что потребители покупают в 3−4 раза больше бензина, чем их суточное потребление, на АЗС также наблюдается дефицит бензина в течение определённого периода времени. Также изучаются сообщения о том, что водители из областей покупают дополнительные канистры бензина и продают их в областях», — говорится в сообщении.
7 декабря на совещании в Администрации президента объявлено, что до 1 марта 2023 года государственным органам запрещено использование автомобилей, передвигающихся на сжиженном газе, они переводятся на бензин. Кроме того, вводится запрет на экспорт сжиженного газа для всех производителей и трейдеров.
Для увеличения производства бензина и дизельного топлива будет увеличен импорт сырья и готового бензина. На два месяца приостанавливается применение акцизного налога на импорт бензина Аи-80 и начисление и взыскание акцизного налога на его розничную продажу. Будет увеличен ежедневный объём выставления на биржевые торги бензина Аи-80. При этом запрещается участие в биржевых торгах компаний-посредников. Во избежание необоснованного завышения цены бензина этой марки вводится 5-процентный лимит на превышение стартовой цены.
Среднюю Азию накрыл топливный кризис
В Казахстане, Узбекистане и Киргизии образовались очереди на АЗС
О проблемах с горючим в среднеазиатских странах начали сообщать пользователи соцсетей. В частности, в столице Узбекистана водители жалуются на отсутствие всех типов топлива на заправках. На тех, которые все еще продают бензины и солярку образовались большие очереди.
«Многие заправки закрыты, а в других нет дешевого 80-го», написал в группе Facebook «Водители Ташкента» пользователь под ником Серж. К.
Об ажиотаже на АЗС также пишет пользователь Абдурахмон Хакимов. В Узбекистане, где с начала года цены на бензин выросли на 72%, последние две недели наблюдается острый дефицит топлива, сообщает местное «Радио Озодлик» (узбекский филиал «Радио Свобода (организация включена Минюстом в список иноагентов)», признанного в РФ иноагентом).
В пресс-службе Министерства энергетики Республики Узбекистан «Газете.Ru» сообщили, что ситуация осложнилась в связи с резким ухудшением погодных условий: 16-18 ноября 2021 года на территории республики наблюдались влажная и холодная погода, температура ночью опускалась до минус 5-8°С, в северных регионах – до минус 12-15°С. В министерстве подчеркнули, что в связи с этим на отпуск топлива с автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) были введены временные ограничения в определенное время суток, а именно, в вечернее и ночное время.
«Ограничения продолжаются и в настоящее время, согласно графикам, утверждаемым областными администрациями», — уточнили «Газете.Ru» в Минэнерго Узбекистана.
Аналогичная ситуация и в Киргизстане, пишут местные СМИ.
В Бишкеке ряд АЗС и вовсе закрыты из-за отсутствия топлива.
В Таджикистане пока что нет очередей на заправках, но цены на основные виды топлива поднялись до рекордных отметок.
Власти Казахстана столкнулись с аналогичной проблемой — с 21 ноября они ввели временный запрет на вывоз из страны бензина и дизельного топлива автомобильным транспортом. Соответствующий совместный приказ Минэнерго, Минфина, МВД и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (РК) размещен на портале информационно-правовой системы НПА РК. До 22 мая 2022 года из страны не разрешается вывозить горючее, за исключением того, что находится в топливном баке, а также в канистре – не более 20 литров в одном легковом автомобиле (ранее до 60 литров).
Следить за выполнением этого запрета будет пограничная служба Казахстана и МВД, говорится в приказе. Причем полицейским поручено контролировать, чтобы горючее не вывозилось из страны даже в топливных баках, не предусмотренных заводом-изготовителем.
Как ранее говорил на брифинге вице-премьер энергетики Казахстана Асет Магауов, нехватка автомобильного топлива в стране возникла из-за низких (по сравнению соседними государствами) цен на горючее. По его словам, из-за этой разницы в стоимости практически весь транзитный транспорт заправлялся на въездах и выездах из страны, что и привело к нехватке горючего. В конце сентября Казахстан дополнительно закупил в России около 150 тыс. тон дизельного топлива, отметил чиновник.
Проблемы с нехваткой нефтепродуктов в Казахстане начались из-за остановки на внеплановый ремонт сразу нескольких крупных НПЗ, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики России Александр Фролов. По его словам, мощности нефтеперерабатывающей отрасли страны едва справляются с ростом спроса на горюче-смазочные материалы.
Любая нештатная ситуация может привести к дефициту топлива на АЗС, отметил он.
По словам эксперта, в Казахстане, одном из ключевых участников проекта Нового шелкового пути, идет бурное дорожное строительство, активно восстанавливаются после пандемии грузоперевозки, много транзитного транспорта. В результате в последнее время заметно вырос спрос на солярку, за которым НПЗ просто не успевают, отметил он.
«Сейчас дизельное топливо — это стратегический продукт для Казахстана. Остановка на ремонт НПЗ произошла очень невовремя: власти не смогли создать резервные запасы этого вида горючего. В итоге начались перебои на АЗС», — рассказал «Газете.Ru» Александр Фролов.
Схожие причины нехватки топлива и в других среднеазиатских государствах, полагает эксперт.
Резкий рост дефицита горючего и увеличение его стоимости отмечается во всем среднеазиатском регионе, отметил руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Власти стараются сделать стратегический запас энергоресурсов на зиму. Поэтому не заправках периодически возникают перебои, в первую очередь, с дизельным топливом», — отметил он.
«Газета.Ru» направила запросы в министерства энергетики Казахстана и Киргизии. На момент подготовки материала представители этих ведомств не смогли ответить, с чем связан дефицит нефтепродуктов и как они намерены решать проблему нехватки горючего.
После недавней модернизации НПЗ в Таджикистане и Узбекистане эти страны практически полностью закрывают потребности в автомобильном бензине, отметил осведомленный источник «Газеты.Ru» в Минэнерго РФ. Однако обеспечить выпуск необходимых объемов дизельного топлива они не могут. При этом официальных просьб о дополнительных поставках топлива в страны СНГ и ЕАЭС в министерство пока не поступало, добавил собеседник.
Топливный туризм
Проблемы с топливом в Казахстане ударили по жителям приграничных с республикой российских областей. Автомобилисты Омской области и других регионов, граничащих с Казахстаном, часто заправляются в соседнем государстве, рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, из-за более низких ставок акциза (разница примерно в 9 рублей на литр), топливо там обходится дешевле, чем в России.
Перевозка горючего из Казахстана даже в легковом автомобиле может приносить в месяц примерно 20-30 тыс. рублей, рассказал «Газете.Ru» житель Оренбурга Александр, занимающийся перегоном автомобилей из России в Казахстан. По его словам, такой бизнес развит, прежде всего, в приграничных районах.
По словам партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, запрет на вывоз топлива — нормальная практика для защиты экономических интересов страны.
«Несколько лет назад белорусские автомобилисты даже приделывали к машинам дополнительные баки и вывозили в Польшу и Прибалтику по 100-150 литров за раз. В итоге пограничники стали внимательнее следить за размером баков и этот нелегальный бизнес исчез сам собой», — напомнил эксперт.
Соцсети: Водители выстраиваются в километровые очереди за «драгоценным» бензином АИ-80
Социальные сети завалило сообщениями о проблемах, связанных с покупкой бензина. Дефицит топлива, на которое вынуждено перешли автомобилисты, омрачается искусственным и необоснованным завышением цен на некоторых заправках. Люди в различных соцсетях спрашивают, где вообще можно приобрести бензин, чтобы можно было заправить машину.
Такая ситуация наблюдается в Денауском районе Сурхандарьинской области. На видео, опубликованном 18 января УзА, запечатлена длиннющая очередь на бензин. По словам снимавшего ролик, он прибыл на автозаправку рано утром, однако даже к вечеру не смог купить топливо. «На заправках нет ни газа, ни бензина. Машин скопилось так много, что они полностью перекрыли одну сторону дороги», — рассказывает автор видео.
Кроме того, нарекание вызывает стоимость бензина. Жители сообщают, что цены на бензин искусственно завышены. Вместо установленных 5700 сумов на указанной автозаправке его продают за 6600 сумов за литр. При этом сообщается, что даже за эту цену практически невозможно приобрести бензин.
Похожая картина в Яккабагском районе Кашкадарьинской области.
«На улице минус 10. Но мы вынуждены часами стоять на морозе возле автозаправки в ожидании топлива», — поделился своими проблемами пользователь соцсетей. Он также сказал, что водители ездят от заправки к заправке в поисках желанного топлива, при этом тратят его остатки на эти бессмысленные поездки.
На АЗС в Турткуле (Каракалпакстан) бензин марки АИ-80 продают по 7500 сумов за литр, сообщают в Telegram-канале «Izboskan news.uz». Потребители жалуются на грубое отношение работника этой заправки, который сам решает, кому продать топливо, а кому — нет. При этом бензин заливается не в бензобаки машин, а в пластиковую тару или в канистры. Автомобили тем временем простаивают в очередях.
Не лучше ситуация в столице. Вслед за закрытием заправок метана в Ташкенте также образовались длинные очереди за самым дешевым бензином марки АИ-80. В результате цены на него в некоторых районах выросли до 5900-6200 сумов.
Как отмечают активисты соцсетей, из-за нехватки дешевого бензина водители вынуждены приобретать его у перекупщиков, спекулирующих на проблемах граждан. И тогда бензин становится просто драгоценным — по цене до 10 000-12 000 сумов за литр.
Тем временем по данным АО «Узбекнефтегаз», 18 января произведено 4,3 тысячи тонн автобензина марки АИ-80, в частности 3,2 тысячи тонн на Бухарском НПЗ и 1,1 тысячи тонн на Ферганском НПЗ. В тот же день через биржевые торги было продано 4414 тонн автобензина АИ-80.
При этом сообщается , что в течении января на нефтебазы было загружено 54933 тонны, в частности 18 января — 3133 тонн автобензина АИ-80. В этот же день через нефтебазы общества потребителям выдано всего 6306 тонн автобензина АИ-80.
В частности, 370 тонн направлены в Республику Каракалпакстан, 2894 тонны — в город Ташкент и Ташкентскую область, 301 тонна — в Андижан, 160 тонн — в Бухару, 200 тонн — в Джизак, 274 тонны — в Кашкадарью, 306 тонн — в Навои, 434 тонны в Наманган, 394 тонны — в Самарканд, 304 тонны — в Сурхандарью, 192 тонны — в Сырдарью, 209 тонн — в Фергану и 268 тонн — в Хорезмскую область.
Судя по официальным сводкам, бензин есть. Тогда почему же он не доходит до потребителя? Возможно, ответственным органам пора взять на контроль эту ситуацию?