- Почему не надо промывать двигатель автомобиля перед заменой масла
- Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред?
- Рецепт предпродажной подготовки от классика
- Когда промывка не требуется?
- Когда лучше мыть?
- Варианты промывки
- Общие советы при промывке
- Дешево — сердито
- Несколько полезных советов при замене масла в сервисе
- Из личного опыта
- Выводы
- Стоит ли промывать двигатель при замене масла
- Виды чистящих средств для двигателя
- Что будем отмывать
- А каков эффект
- В итоге: нужно ли промывать двигатель при замене масла или нет
Почему не надо промывать двигатель автомобиля перед заменой масла
В стародавние времена, к коим условно отнесем года до «миллениума», заливка промывочного масла после слива «отработки», а уж тем более при переходе с одного вида смазки на другой, настоятельно рекомендовалась.
Дело в том, что после стандартного слива масла, скажем на ТО, в двигателе остается как минимум 15% отработки, а это микропыль, несгоревшие частицы топлива, лаки и продукты износа.
Весь этот мусор задерживается в скрытых полостях двигателя и после заливки свежего масла моментально ухудшает его состав. Кроме того, рекомендации по промывке основывались на том, что большая часть автопарка страны активно использовала «минералку» и «полусинтетику», что во многом объяснялось соображениями экономии. Между тем в таких, назовем их условно, бюджетных смазках был крайне низок процент чистящих и моющих присадок. Отсюда, собственно, и многочисленные рекомендации по промывке, которые давали пару десятков лет назад.
Экономы практиковали следующие бюджетные способы выгнать остатки «отработки» — после слива основного объема масла — отворачивали фильтр и «трогали» мотор стартером, после чего из магистрали выходило еще какое-то количество масла. Для удаления остатков «отработки» использовали также специальные шприцы с присоединенной к ним капельницей и даже продувочный пистолет.
Что же касается собственно промывки, промывочное масло заливали в мотор уже после слива «отработки», давали силовому агрегату поработать на такой смазке четверть часа, после чего промывочный материал сливался, ставился новый фильтр и заливалось уже новое масло. Кроме того, практиковался и такой способ — в двигатель заливалось обычное моторное масло, на котором можно было проехать несколько десятков километров, после чего оно сливалось, унося с собой остатки отложений.
Особая статья — использование «пятиминуток». Такие средства заливают в мотор перед заменой масла, после чего двигатель работает на холостом ходу пять — десять минут. Минус «пятиминуток» состоит в том, что их остатки с агрессивными моющими свойствами остаются в моторе, ухудшают характеристики уже нового масла и вредят прокладкам и сальникам.
Современные моторные масла, в особенности синтетические, от ведущих производителей, отличаются хорошими моющими свойствами уже по умолчанию. Поэтому, если вы по регламенту льете в ваш двигатель качественную «синтетику», этим и ограничьтесь. В тех случаях, когда происходит замена определенного типа смазки на аналогичный, промывать двигатель также нет необходимости.
Более того, любое промывочное масло, прямо скажем, инородная для двигателя субстанция. В его состав входят присадки, растворяющие грязь и выводящие шлак, а также компоненты для устранения дефектов и царапин на поверхности мотора. Теперь представьте — вы промыли мотор, извините за тавтологию «промывкой», и слили ее.
Но при этом в скрытых полостях мотора опять-таки останется 10-15% промывочного масла, и оно смешается с уже новым, свежим, которое вы зальете после. Потому уж если занялись промывкой, озаботьтесь тщательным удалением ее остатков. Как это сделать, — читай выше — «трогание» мотора стартером, специальные шприцы и продувочный пистолет.
Промывка двигателя по-прежнему рекомендована, если вы решили сменить минеральное моторное масло на полусинтетику или синтетику. Дело в том, что после слива «минералки» большая часть внутренних поверхностей мотора покрыта тягучей, плохо растворимой масляной пленкой. По сути это аналог лака.
Промывочная жидкость имеет ингредиенты, которая растворяет и убирает этот налет. Прямой смысл в промывке имеется также, когда вы меняете марку или производителя масла, когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз или контрафактный лубрикант. Промывайте также моторы с изношенной цилиндропоршневой группой, когда имеет место повышенный расход масла на угар.
Рекомендована промывка также после любого ремонта двигателя, связанного с вскрытием головки блока цилиндров. И, наконец, это стоит сделать, когда вы приобрели машину с пробегом и не уверены, какое масло залито в мотор и как давно оно там находится. И в заключение — главный совет: меняйте масло примерно на пробеге 7,5 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей, и никакая промывка вам точно не понадобится.
Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред?
Рецепт предпродажной подготовки от классика
Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших и слегка стучали. Это возмещалось густотою смазки, мотор работал удивительно тихо.
Эрих Мария Ремарк
Ожесточенные споры сторонников и противников промывания двигателя при замене масла в последнее время обострились из-за того, что новых автомобилей в стране сейчас продается намного меньше, чем подержанных. То есть граждане продают автомобили друг другу, а обновление парка, на которое все так надеялись, значительно замедлилось. Между тем подержанный автомобиль, как известно, — кот в мешке. Каков возраст и качество субстанции, что плескалась в двигателе на момент продажи, — одному Богу известно.
Отсюда сразу следуют тезисы о необходимости промывки.
Когда промывка не требуется?
- Вы — первый и единственный владелец своего автомобиля;
- Вы всегда меняли моторное масло в срок (а лучше — чаще);
- Вы уверены в сервисе, в котором проводились работы (сервисмены не схалтурили, не заменив масло вообще или заменив его на свое, более дешевое);
- В дальней дороге вам никогда не приходилось доливать что попало.
Когда лучше мыть?
О промывке следует задуматься, приобретая автомобиль с рук, да еще и с непрозрачной сервисной историей. Встречаются экземпляры двигателей, у которых отложения из верхней части двигателя можно выгребать буквально лопатой. Для этого желательно заглянуть с фонариком в маслозаливную горловину, причем в бок: ушлые продавцы вполне могут протереть тряпочкой видимые участки деталей головки блока цилиндров.
Другой случай — смена типа масляной основы, например при переходе с минералки на синтетику.
Варианты промывки
Промывать двигатель можно несколькими способами.
Пятиминутная промывка. Ее заливают в двигатель перед заменой масла, смешивая таким образом с уже отработанным маслом. Далее дают двигателю поработать на холостом ходу пять (или десять) минут, сливают отработку, заливают свежее масло и ставят новый фильтр.
Промывки, с которыми можно проехать некоторое расстояние. За 100 км пробега до предполагаемой замены масла заливают препарат, и в течение этого пробега стараются особо не лихачить. Далее — стандартная замена масла и фильтра.
Промывочное масло. При этом способе сливают отработанное масло и вместо него заливают специальное промывочное. Дают двигателю поработать на холостом ходу и сливают промывку. Ставят новый фильтр и заливают новое масло.
Лишняя порция масла. Способ, особенно рекомендуемый при смене типа масляной основы, например, при переходе с минерального на синтетическое. Его также можно рекомендовать для изрядно грязных двигателей, промытых одним из трех вышеприведенных способов. Слив старый продукт, заливают то масло, на котором предполагается дальнейшая эксплуатация двигателя.
Количество масла при этом может быть минимальным (литра два), только чтобы погасла лампа давления масла. В этом случае также рекомендуется погонять мотор на холостом ходу. Затем этот объем заменяется новым маслом с установкой нового фильтра. Для особо заботливых хозяев есть модификация этого способа: заменить масло и фильтр новыми, поездить непродолжительное время, а затем провести еще одну замену. При этом на промежуточной стадии масла потребуется заливать не меньше чем по нижнюю метку.
Общие советы при промывке
Следите за давлением масла при работе двигателя на всех вышеописанных коктейлях, разве что кроме случая заливки лишней порции масла. Будьте особенно осторожны при промывке дизельных и наддувных двигателей — у них удельные нагрузки обычно несколько выше и масляное голодание совершенно недопустимо.
Дешево — сердито
В интернете на многочисленных форумах предлагается промывка двигателей дизельным топливом, причем как чистым, так и разбавленным пополам с моторным маслом. Я придерживаюсь мнения, что топливо — это топливо, а промывать двигатель лучше одним из вышеперечисленных способов. Солярочная баня может быть очень неполезна сальникам и прочим резиновым уплотнениям двигателя. Жидкость сия весьма агрессивна.
Несколько полезных советов при замене масла в сервисе
- Старайтесь не выпускать из виду свой автомобиль во время этой процедуры. Так вы будете уверены, что вам залили новое масло и установили новый масляный фильтр.
- Если не удалось выполнить предыдущий совет, то при приемке автомобиля посмотрите уровень масла на щупе. Масло должно достигать верхней метки и быть достаточно светлым. Хотя в бензиновых двигателях даже после непродолжительной работы оно может несколько потемнеть, а в дизелях даже почернеть. И все же оно будет куда светлее, чем до замены.
- Постарайтесь определить, заменили ли фильтр. На одних автомобилях он виден сверху, на других доступен только со снятием брызговика или защиты двигателя. В этом случае убедитесь, есть ли на этих элементах следы демонтажа.
Из личного опыта
Приобрел я как-то у хорошего знакомого Рено Логан. Пробег — около 100 тыс. км. Историю машины я знал очень хорошо, так как часто помогал с ремонтом. Были неисправности подвески (подшипники и амортизаторы), задние тормозные цилиндры «засахарились», было просижено сиденье водителя. Но вот, став владельцем, решил я в двигатель заглянуть, клапаны отрегулировать. Зазоры пришлось трогать только на нескольких клапанах и то по чуть-чуть. И главное: меня потрясло полное отсутствие отложений под клапанной крышкой. Детали лишь немного были покрыты легким золотистым налетом. А я-то еще подкалывал прежнего владельца, что он масло меняет чаще, чем бензобак заправляет.
Выводы
Лучше всего менять масло не реже чем в 7,5 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей. В этом случае независимо от условий эксплуатации (город или село) вы гарантированно избежите ускоренного износа деталей мотора. Только у кого автомобиль «с новья», то следует сразу соблюдать это правило, а владельцам second hand сначала провести промывочные операции, как указано выше, а потом соблюдать те же рекомендации.
Больше информации о моторном масле и присадках — в подборке публикаций «За рулем» «Моторное масло: какое и зачем лить?».
Уважаемые читатели! В комментариях расскажите о своем отношении к промывке двигателя. Нужна ли она, по вашему мнению? Проводите ли?
Стоит ли промывать двигатель при замене масла
Интерес к промывке внутренностей мотора особый. Лагерей – два: «за» и «против». Сторонники призывают мыть мотор перед каждой заменой масла, делая ставку на полезность и продолжительный срок эксплуатации новой смазки. Противники пеняют на сокращение ресурса силового агрегата при каждом полоскании внутренностей. Полезны ли на самом деле промывки для двигателя, когда и как их использовать, что необходимо иметь в виду, вливая флакон растворителя в маслозаливную горловину и не только – рассказывает редакция Autostadt.su.
Виды чистящих средств для двигателя
В рамках сегодняшнего разговора мы дистанцируемся от самодельных препаратов, рассмотренных в нашем раннем материале о промывке двигателя от нагара . В фокусе – обычные составы пятнадцатиминутного действия и присадки долгоиграющего формата, призванные действовать несколько сотен километров. Главная их цель – отмыть отложения в моторе в целом: под клапанной крышкой, масляную систему, поддон. Поршневыми кольцами посвящена отдельная процедура – раскоксовка двигателя , которую мы тоже рассматривали.
Итак, что нам предлагает рынок под видом промывки:
- Пяти/пятнадцатиминутный состав, основанный на бытовых растворителях вроде толуола, кетола, ксилола и прочего.
- «Мягкие» промывки. В основе моюще-диспергирующие присадки (сульфонаты кальция или соединения на основе бора), которые содержатся в обычном масле в значительно меньшей концентрации.
Согласно инструкции «пятиминутка» заливается в картер перед заменой масла. Необходимое условие – двигатель работает только на холостых оборотах. Через 15-20 минут мотор останавливают и производят замену масляного состава. «Мягкая» версия вливается в отработанную смазку за 150-200 км, возобновляя моющие свойства масла. В эксплуатации накладывается запрет на использование высоких оборотов.
Что будем отмывать
Для начала отметим, какие отложения в принципе накапливает двигатель:
- Низкотемпературные, скапливающиеся в поддоне.
- Высокотемпературные, откладывающиеся на поверхностях вблизи пар трения (лаки, смолы и пр.).
Препараты быстрого действия в состоянии отмыть только низкотемпературные скопления в поддоне. Лаки и смолы частично удаляются «мягкими» промывками. Для полного удаления требуется продолжительный механический и химический контакт.
А каков эффект
Небольшой процент приверженцев промывок связан с последствиями, которые наступают после использования составов. Нет необходимости быть дипломированным специалистом, чтобы понять, что растворитель смывает масляную пленку при работе двигателя на холостых оборотах.
Вот еще: если имела место регулярная несвоевременная замена масла или практиковалось использование некачественного маслосостава, то растворитель поднимет с картера весь шлам и забьет им сетку маслозаборника, отчего нарушится циркуляция масла по мотору и наступит масляное голодание.
Что до «мягкой» версии, то особого вреда данная химия не несет. С одной оговоркой – при правильном использовании! Дело в том, что препараты подобного действия разжижают масло, потому и применяются в конце его срока службы, когда вязкость заметно повышается. Если залить флакон моющего в свежую смазку, то вязкостные характеристики заметно изменятся и загорится лампа давления масла.
В итоге: нужно ли промывать двигатель при замене масла или нет
Особой пользы не способен принести ни один из промывочных составов. От «пятиминуток» и вовсе вреда больше, нежели пользы: поднимает всю грязь и шлам, приводя двигатель к масляному голоданию. «Мягкую» химию применять не возбраняется только в том случае, если в ней содержатся присадки, аналогичные добавленным в масло. Добавлять флакон стоит в устаревшее масло, когда основной пакет присадок выработался, а сама смазка стала гуще.
Команда Autostadt.su является сторонником своевременной замены моторного масла и использования качественных смазочных материалов. При таком подходе работа по отмыванию отложений внутри двигателя возлагается на присадочный пакет, содержащийся в маслосоставе. Руководствуясь принципами своевременной смены масла , мы исключаем тот факт, что присадочный пакет перестанет действовать.
В итоге, меняя масло при смешанном цикле движения через 7 000 км или даже раньше, необходимость в использовании промывок отпадает – внутренности мотора и без того блестят. Необходимое условие – маслосостав должен быть качественным, не поддельным.
Что делать, если двигатель уже грязный? Скажем приобрели б/у автомобиль, к состоянию которого явно есть вопросы. Вердикт один – уж точно не промывать. Есть риск «поднять» все отложения с поддона и забить маслосистему. Как вариант, необходимо снять поддон и почистить его механическим путем. То же самое сделать с клапанной крышкой, а в финале залить хорошее масло и под конец его службы влить «мягкую» промывку.сист
Категорически запрещено! Если после использования «пятиминутной» промывки и замены маслосостава лампа аварийного давления масла продолжает гореть, немедленно глушите двигатель и отправляйте его на переборку. Нормальный уровень масла – это не основание продолжать движение!