- СМАЗКА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
- Смазка для оборудования – особенности, разновидности, инструменты
- Зачем нужно смазывать технику
- Разновидности смазочных материалов
- По способу изготовления
- По агрегатным показателям
- По показателю максимального нагрева
- По назначению
- Смазочное и маслораздаточное оборудование
- Виды смазочного оборудования
СМАЗКА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Работоспособность промышленного оборудования в значительной степени определяется правильным выбором смазочных материалов, основной функцией которых является уменьшение трения и устранения связанного с этим явлением заедания движущихся деталей машин и механизмов.
1. Охлаждение деталей и отвод масла.
2. Смыв и отвод продуктов износа.
3. Уплотнение зазоров и снижение динамических нагрузок в сопряжениях с зазорами.
4. Снижение потерь мощности на трение.
Смазка— эффективное средство защиты деталей от коррозии, как в процессе работы, так и при длительном хранении.
Наиболее полезный эффект смазки достигается при правильном выборе смазочных материалов, способов и режимов смазки в соответствии с режимами работы и хранения машин
Разнообразие машин, механизмов, а также условий их работы обусловливает применение различных видов, сортов и марок смазочных материалов.
В зависимости от происхождения, смазочные материалы разделяют на:
— минеральные (получаемые из нефти, угля, сланца и др.);
— животные (получаемые из жира животных);
— растительные (получаемые из хлопка, клещевины, конопли и др);
— синтетические (получаемые путем химического синтеза).
По физическим свойствам смазочные материалы подразделяют на:
— консистентные (пластичные) смазки;
— твердые смазочные материалы.
Минеральные масла — жидкие смазочные материалы, получаемые вакуумной перегонкой мазута — остатка отгонки из нефти светлых продуктов (бензина, керосина, дизтоплива).
В продуктах прямой перегонки мазута:
— легкие фракции — дистилляты — служат основой для получения масел малой и средней вязкости;
— масляный гудрон — полуфабрикат для получения тяжелых и вязких масел; содержатся различные примеси (асфальто-смолистые вещества, нефтяные кислоты, сернистые и азотистые соединения), которые вредно влияют на работу механизмов.
Очистку сырых масел производят различными способами:
— серной кислотой (масла сернокислой очистки);
— щелочами (масла щелочной очистки);
— селективной очистки, при которой применяются растворители, действующие избирательно (селективно) на примеси, подлежащие удалению.
В результате очистки масла приобретают нужные свойства.
Однако применение самых совершенных методов очистки не позволяет получить масла, полностью отвечающие требованиям эксплуатации.
Поэтому в эксплуатации часто смешивают масла в различных пропорциях и добавляют различные химические вещества (присадки), улучшающие одно или несколько их свойств.
По преимущественным областям применения минеральные масла делят на:
— индустриальные для смазки различных механизмов;
— моторные для смазки ДВС;
— трансмиссионные для смазки различных трансмиссионных передач;
— цилиндровые для смазки поршневых машин;
— приборные для смазки приборов и аппаратов;
— консервационные для предохранения от коррозии труднодоступных внутренних поверхностей.
Маркировка масел.
Наименование — цифра (вязкость) — буква (способ очистки, область применения):
К — кислотной очистки;
С — селективной очистки;
Например, масла М6Б расшифровываются:
Масло моторное, кинематическая вязкость при 100°С равна 6-10 -6 м 2 /с.
Для смазки промышленного оборудования наиболее часто используются следующие группы жидких минеральных масел:
— индустриальные, для смазки сопряжений, работающих в нормальных условиях (И-20А, И-30А, И-40А, И-50А);
— цилиндровые, для смазки тяжелонагруженных деталей, работающих высокотемпературных условиях (цилиндровое 11, цилиндровое 24);
— трансмиссионные, для смазки тяжелонагруженных передач (ТАп — 15В);
— турбинные, для смазки деталей, работающих с большими скоростями и воспринимающих большие ударные нагрузки (Т22, Т30, Т46).
Консистентные (пластичные) смазки получают в результате смешивания минеральных масел (80-90%) с загустителями (10-20%) В качестве загустителя применяют кальциевые, натриевые, литиевые, бериллиевые мыла высокомолекулярных жирных кислот, твердые углеводороды (парафин, церезин, нитролатум), искусственные жирные кислоты и другие вещества.
Наиболее широкое применение в практике эксплуатации нашли консистентные смазки с кальциевыми (солидолы), и натриевыми (консталины) загустителями
Главной особенностью консистентных смазок является их способность под действием небольших нагрузок обладать определенной пластичностью и сохранять свою форму подобно твердым телам, а при значительных нагрузках течь подобно высоковязкой жидкости.
1) невозможность отвода масла;
2) сохранение продуктов износа на поверхностях трения.
Маркировка консистентных смазок:
Первая буква — область применения: У — универсальная; А — автотракторная., И — индустриальная, Ж — железнодорожная и т.д.
Вторая буква – наименование группы для универсальных смазок:
Н — низкоплавкая, С — среднеплавкая, Т –тугоплавкая.
Твердые смазочные материалы: графит, дисульфид молибдена и др. можно использовать при температуре от — 250 — до +350° С.
Эти материалы часто применяются в виде добавок (присадок) к жидким и консистентным смазкам. Наиболее часто применяют следующие виды добавок: противоизносные, противозазорные, противопенные, противоокислительные, антикоррозионные.
Физико-механические свойства жидких смазочных материалов: плотность, вязкость, t° вспышки, t° застывания, маслянистость, содержание воды и механических примесей, кислотность, коксовое число.
Плотность — 0,87-0,95 г/см 2 .
Вязкость — внутреннее трение или сопротивление перемещению одной части относительно другой.
Различают динамическую и кинематическую вязкость.
Динамическая вязкость — (Па×с) единицы динамической вязкости.
Кинематическая вязкость (м/с) — отношение динамической вязкости к плотности жидкости при температуре определения.
В ГОСТах на марку масла используют значение кинематической вязкости.
Вязкость зависит от t°и давления. Масло, вязкость которого мало зависит от температуры, является наиболее качественным. Вязкостные температурные свойства оцениваются индексом вязкости. Чем выше индекс, тем лучше масло. Хорошим считается масло с индексом 80-90.
С повышением давления вязкость масла увеличивается.
t° вспышки – температура, при которой масло выделяет пары, воспламеняющиеся от огня.
t° застывания — температура, при которой масло теряет свою подвижность.
Маслянистость — (липкость) характеризуется его способностью прилипать к смазываемым поверхностям. Оценивается маслянистость коэффициентом трения и прочностью масляной пленки.
Масла растительного и животного происхождения обладают большей маслянистостью, чем минеральные.
Наличие воды в масле является причиной коррозии металла, уменьшения вязкости и липкости.
В состоянии поставки масло воды не содержит.
Наличие механических примесей допускается 0,05%.
Кислотность масла — указывает наличие в нем свободных кислот, которые вызывают коррозию металла. Кислотность выражается кислотным числом, которое предоставляет сотые числа миллиграммов едкого калия, потребного для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла.
Коксовое число — характеризует склонность масла к образованию нагара и равно процентному содержанию кокса в навеске масла.
Основными физико-механическими свойствами консистентных смазок являются: прочность, вязкость, теплостойкость, влагостойкость, стабильность, антикоррозионность и содержание механических примесей.
Прочность консистентной смазки определяется ее способностью сопротивляться действию сил, срывающих ее со смазывающей поверхности. Минимальный предел прочност 180-200 Па. С увеличением t° прочность снижается.
Вязкость — (консистентность) смазки оценивается числом пенетрации, глубине погружения в смазку стандартного металлического конуса массой 150г за период 5 с.
Теплостойкость характеризует t° каплепадания (при нагревании смазки в специальном приборе).
Смазки с t° каплепадания 100°С — тугоплавкие.
Влагостойкость характеризует способность смазок противостоять растворению и смыванию водой и образованию с ней различных эмульсий.
Высокой влагостойкостью обладают смазки с кальциевыми загустителями (солидолы).
Низкой — с натриевыми загустителями (консталины).
Стабильность характеризует способность сохранять свои первоначальные свойства при длительной работе и хранении.
Антикоррозионность – степень воздействия на металлические пластины, помещенные в смазку.
Наличие механических частиц нежелательно. Их количество не должно превышать 0,6%.
Системы смазки машин.
Для смазки промышленного оборудования применяют индивидуальные и централизованные системы смазки
Системы смазки характеризуются: 1) по времени действия: периодическая непрерывная; 2) по способу подачи смазки: принудительная и без циркуляционной подачи; 3) по характеру циркуляции: проточная, циркуляционная, смешанная.
Примеры:
1) гидравлическая непрерывная циркуляционная смазка, смазка зубчатых колес и подшипников качения редуктора;
2) системы принудительной смазки для механизмов с подшипниками скольжения. Состав системы: емкость с холодильниками, насосы, магистрали, КИПиА, фильтры.
Выбор смазочных материалов осуществляется по рекомендации заводов-изготовителей или условий применения механизмов.
Подбор смазок при отсутствии рекомендаций:
— узлы трения, работающие при больших давлениях, смазывают более вязкими смазочными материалами. Однако чрезмерное повышение вязкости приводит к перегреву масла. Поэтому при повышении скоростей применяют смазочные материалы с пониженной вязкостью;
— с увеличением зазора в сопряжении и t° рабочей поверхности детали вязкость смазывающих материалов должна быть повышена;
— в системах с принудительной циркуляционной или проточной смазкой применяют масла небольшой вязкости;
— для деталей сопряжений, которые должны удерживать смазку на своей поверхности, применяют консистентные смазки.
Подшипники скольжения смазываются жидкими минеральными маслами и консистентными смазками. Для подшипников скольжения, работающих в режимах жидкостного или полужидкостного трения при значительных скоростях, применяют жидкие минеральные масла. Для подшипников скольжения, работающих при невысоких скоростях и высоких удельных давлениях, обычно применяют консистентные смазки. Для подшипников качения — аналогично.
Смазка для оборудования – особенности, разновидности, инструменты
Зачем нужно смазывать технику
Практически все техническое оборудование необходимо смазывать. Это требуется для того, чтобы свести к минимуму расход энергии на преодоление силы трения, а также уменьшить износ всех трущихся компонентов и узлов оборудования. Помимо этого, современные смазочные материалы также позволяют:
- отвести избыточный нагрев;
- удалить значительное количество загрязнений с деталей;
- вывести ненужные примеси;
- защитить все компоненты оборудования от возникновения ржавчины;
- герметично закрыть все трущиеся узлы.
Разновидности смазочных материалов
В настоящее время существует множество различных современных смазочных материалов, которые предназначены для производственного оборудования. Смазочные материалы различаются по определенным характеристикам.
По способу изготовления
Смазочные материалы можно классифицировать по способу их производства. Они делятся на:
- Минеральные или нефтяные. Данный вид смазочных материалов является наиболее распространенным. В зависимости от метода производства может быть смешанная, остаточная, компаундированная и дистиллятная смазка;
- Органические или натуральные. Изготавливаются из продуктов переработки животного жира или семян некоторых групп растений. Такая смазка менее устойчива к температуре, однако обладает более высокими смазывающими показателями. Чтобы получить смазку более высокого качества, нередко комбинируют натуральные и минеральные компоненты;
- Синтетические смазки. Производят искусственно, при помощи синтеза кремнийорганических соединений или каталитической полимеризации сырья и т.п. В процессе изготовления могут применять разные способы синтезации, в зависимости от того, какого типа смазка необходима. Такие смазочные материалы практически не окисляются, могут подвергаться воздействию высоких температур. Синтетические смазки используются для работы на дорогостоящем оборудовании.
По агрегатным показателям
Существуют такие виды смазочных материалов:
- жидкие. В стандартных эксплуатационных условиях имеют определенные показатели текучести и невысокую вязкость. К жидким смазкам относятся те, которые были произведены из минеральных или растительных масел;
- консистентные. Смазывающие пластичные массы, которые можно разделить на: уплотнительные, антифрикционные и консервационные. Например, консталины, солидол, смазка на основе животного жира и т.п.;
- суспензии твердых веществ. Такая смазка является неоднородной: оно может быть как жидкой, так и пластичной, которая стабильна при воздействии высоких температур и давления, с добавлением твердых фракций, таких как слюда, тальк или графит.
По показателю максимального нагрева
Температура может оказывать значительное воздействие на первоначальные показатели эффективности смазки. Тип смазочных материалов напрямую зависит от максимального показателя нагрева. Смазки можно разделить на группы, которые предназначены для:
- высоких температур. Такая смазка может использоваться при рабочей температуре, которая превышает +300 °С;
- работы в среднем температурном режиме. Применяется при температуре +150-200 градусов;
- невысоких температур. Такую смазку можно использовать на оборудовании, где рабочая температура не превышает 60 °С;
По назначению
Смазки специально разрабатываются, учитывая особенности и сферу их использования. В ходе производства каждой смазки учитывается рабочая температура, вид трения, а также многие другие факторы. По типу назначения смазочные материалы делятся на:
- моторные, которые используются в двигателях внутреннего сгорания. Не только любой оценщик автомобилей, но и просто водитель знает, что масло в двигателе должно быть качественным, а менять его нужно как можно чаще. Конечно, в соответствии с регламентом производителя;
- трансмиссионные, которые применяются в одноименных узлах автомобилей. Качественные смазочные материалы — это залог долгой успешной работы всех узлов и агрегатов трансопртных средств. Опытный автовладелец никогда не будет экономить на качестве смазочных материалов. Поскольку понимает, что такая экономия, как говорится, со временем «выйдет боком»;
- гидравлические, которые предназначены для гидросистем специальной техники и самого разнообразного навесного обудования.
Смазочное и маслораздаточное оборудование
На любом автосервисе, СТО, автомойке или шиномонтаже, где предоставляют услуги по работе со смазочными материалами и другими техжидкостями, обязано быть в наличии специальное смазочное и маслораздаточное оборудование. Основной задачей такого оборудования выступает подача в механизмы консистентных смазок под давлением.
В случае нечастого использования и небольшого расхода смазки, для предприятия будет вполне достаточно ручного нагнетателя, который поможет быстрее подавать смазочные материалы или масло в систему. Если расход масла большой, то лучше будет использовать электрическое и пневматическое оборудование.
Виды смазочного оборудования
Среди большого разнообразия технического оснащения для работы с маслами и смазочными материалами, стоит отметить наиболее популярные инструменты:
- маслонагнетатели;
- солидолонагнетатели;
- пневматические и ручные шприцы-нагнетатели для смазочных материалов;
- ножные и ручные нагнетатели для густых смазочных материалов;
- пневмонагнетатели для масла.
В случае небольшого количества несложных работ будет вполне достаточно ручного оборудования для подачи смазочных материалов. Естественно стоит понимать, что высококачественное смазочное оборудование прослужит намного дольше, а работать с ним удобнее, быстрее и легче. Стоимость маслораздаточного оборудование напрямую зависит от:
- вида и уровня качества используемых деталей;
- производителя оборудования;
- быстродействия и эффективности работы оборудования.
Старайтесь всегда максимально ответственно подходить к выбору смазочных материалов. Это касается любых механизмов: от легковых автомобилей до складской техники и навесного оборудования на специализированном транспорте. Такой подход может показаться неоправданно расточительным, однако, очевидно, что вложенные деньги отобьются. Причём в довольно короткие обозримые сроки.