- Объясните почему все нефтепродукты кроме мазута называют светлыми кратко
- Тёмные нефтепродукты
- Мазут
- Дистиллятные масла
- Светлые нефтепродукты
- Бензин
- Керосин
- Дизельное топливо
- Лигроин
- Разница между светлыми и темными нефтепродуктами
- Разновидности светлых нефтепродуктов
- Дизельное топливо
- Бензин
- Керосин
- Лигроин
- В заключение
- Светлые нефтепродукты
Объясните почему все нефтепродукты кроме мазута называют светлыми кратко
Светлые нефтепродукты — продукты, не содержащие тяжелых нефтяных фракций и характеризующиеся оптическими свойствами, близкими к прозрачным.
Светлые нефтепродукты являются конечным результатом процесса перегонки нефти.
Дизтопливо – один из наиболее распространенных видов горючего.
Производится из керосиново-газолейных соединений путем прямой перегонки.
Широко используется для заправки дизельных двигателей, славящихся своей надежностью и экономичностью.
К производству современных видов ДТ применяются очень высокие требования.
Бензин представляет собой легкую смесь углеводородов.
Температура кипения – от 33 до 205 о С, в зависимости от используемых присадок.
Чистота бензина, как и ДТ, регламентируется множеством стандартов.
Их соблюдение необходимо для продолжительной работы двигателей и охраны окружающей среды от загрязнения.
Керосин представляет собой прозрачную жидкость с желтым оттенком.
Одни из основных преимуществ является низкая летучесть вещества, что позволяет применять его во множестве сфер – от отопления до заправки авиационных двигателей.
Из керосина также производится немалое количество растворителей.
Лигроин сегодня чаще всего используется как растворитель.
Но еще не так давно ним часто заправляли дизельные двигатели.
Сейчас же по большей части это сырье в нефтепромышленности, из которого получают различные высокооктановые добавки.
Технология переработки сырой нефти предполагает её очистку и поставку в виде различных нефтепродуктов конечному потребителю. В результате нефтеперерабатывающая промышленность смогла предложить более 500 различных продуктов в газообразном или твёрдом состоянии. Самыми распространёнными среди них являются дизельное топливо, бензин, керосин, ГСМ, различные растворители.
Существует достаточно много разнообразных классификаций углеводородов по различным признакам. К примеру, в соответствии с назначением топливо может быть энергетическим или моторным, нефтяные масла или другое сырьё, вырабатываемое предприятиями нефтехимической отрасли. Но чаще всего практикуется деление всех нефтепродуктов на светлые и тёмные.
Тёмные нефтепродукты
Мазут
Продукт представляет собой густую тёмно-коричневую жидкость. Она является остатком продуктов вторичной переработки нефти или базового сырья. В большинстве случаев мазут получают после нагрева исходного материала до температуры кипения с выделением из него различных фракций. Он может использоваться в качестве топлива или сырья для производства кокса, масел, битума.
Мазут высокого качества может производиться только из базового материала, обладающего соответствующими характеристиками. Важнейшими эксплуатационными параметрами в данном случае является уровень вязкости, плотности, доли серы, которая содержится в нефтепродуктах. Перечисленные характеристики в конечном итоге определяют сферу использования мазута.
Дистиллятные масла
Дистиллятные масла представляют собой продукт перегонки мазута. Они очищаются при помощи фенола или фурфурола (именно эти вещества используются для очистки ввиду своей ценовой доступности). Дистиллятные масла служат базовым продуктом для производства моторных масел (автомобильных, индустриальных, машинных). Их очистка выполняется при +45÷+50 ˚С.
Специалисты выделяют в отдельную категорию равновязкие дистиллятные масла, которые отличаются меньшей испаряемостью в сравнении с материалами полученными методом компаундирования. Также широкое применение получили индустриальные материалы, которые производятся с обязательной сернокислотной очисткой под воздействием температуры для использования в гидравлических системах.
При изготовлении маловязких нефтяных дистиллятных масел производители загущают материал при помощи полимерных присадок. Материалы этой категории отличаются отличными температурно-вязкостными характеристиками. Это позволяет в ходе эксплуатации машин и механизмов использовать маловязкие масла вместе с большим количеством разнообразных добавок в сравнении с базовым дистиллятным маслом.
Кроме того, к категории тёмных нефтепродуктов принято относить следующие вещества:
- битумы, являющиеся смесью углеводородов, изготовленные из нефтепродуктов – искусственный вяжущий материал, который используется во многих направлениях производства (в строительстве, кровельных работах, при сооружении систем гидроизоляции);
- гудроны – остаток после отгонки нефти всех фракций в вакууме или при атмосферном давлении (материал используется в производстве моторного топлива, горючих газов, смазок, малозольного кокса, битума);
- вакуумный газойль, который впоследствии становится одним из компонентов дизельного топлива, является исходным сырьём для крекинга каталитического типа или гидрокрекинга;
- моторное топливо, используемое в работе транспорта и газотурбинных установок.
Светлые нефтепродукты
Светлые нефтепродукты отличаются отсутствием в их составе тяжёлых фракций, что делает их прозрачными. К этой категории относятся такие вещества как керосин, бензин, дизельное топливо. Количество примесей в конечном продукте зависит от того, насколько качественно было переработано сырьё изначально. Также огромное значение имеет глубина переработки – соотношение продукта на выходе к объёму углеводородов, которые были затрачены для производства. В большинстве случаев их температура вспышки составляет менее 61 ˚С.
Бензин
Горючие лёгкие углеводородные смеси, температура кипения которых варьируется в пределах 33-205 ˚С (зависит от содержания примесей). Бензин производится путём переработки нефти и применяется в двигателях внутреннего сгорания, в которых воспламенение происходит от искры. В зависимости от сферы использования различают автомобильные и авиационные виды топлива. Все они должны соответствовать целому ряду требований, выполнение которых позволяет гарантировать надёжную работу двигателя, экономичность.
Керосин
Продукт перегонки нефти – прозрачная жидкость с желтоватым оттенком. Он отличается низкой летучестью, которая обеспечивает достаточно широкую область использования керосина. Он используется как топливо, реактивное топливо, растворитель для красок, а также при резке металлов, в бытовых приборах.
Дизельное топливо
Жидкий продукт нефтепереработки, который широко используется в качестве топлива при работе газодизельных установок, а также дизельных двигателей. Базовым материалом для его производства является керасино- газойлевые фракции, полученные путём прямой перегонки. В производстве дизельного топлива сегодня действуют достаточно жёсткие требования. Основными характеристиками горючего этого типа является:
- цетановое число (для нормальной работы двигателя оно должно варьироваться в пределах 40÷55 единиц);
- вязкость топлива и его плотность (от этих характеристик зависит процесс испарения топлива);
- температура замерзания (согласно ГОСТ, летние марки застывают при -10˚С, а зимние – при -35 ˚С и ниже).
Лигроин
Материал сегодня используется в качестве растворителя, хотя раньше служил топливом для дизельных двигателей. В последнее время его применение постепенно сокращается, в основном лигроин используется в нефтехимической промышленности при производстве бензина, высокооктановых добавок. Также он может использоваться в качестве наполнителя для жидкостных измерительных приборов.
Светлые нефтепродукты – это вид нефтепродуктов без тяжелых фракций нефти, с высокой степенью очистки, обеспечивающей повышенное качество. Производятся строго в соответствии с ГОСТами, которые регулярно совершенствуются. Насчитывают около 500 разных веществ и соединений, но из них наиболее известны только несколько, получившие более широкое распространение.
Разница между светлыми и темными нефтепродуктами
Основу светлых нефтепродуктов составляют легкие фракции нефти, получаемые в результате конечной перегонки нефти. Для них характерны низкая температура кипения и практически бесцветная структура. Тяжелые фракции (темные нефтепродукты) образуются уже в начале переработки и являются побочным продуктом, остающимся после извлечения легких фракций. В тяжелых фракциях много смол, окрашивающих и аморфных компонентов, которые придают темный цвет. Они не входят в состав светлых продуктов переработки, что обеспечивает последним оптические свойства, близкие к прозрачным.
В сравнении с темными светлые нефтепродукты обладают:
- более высокой ценой;
- менее высокой плотностью;
- прозрачной структурой;
- значительной вязкостью;
- высокой температурой вспышки паров.
Разновидности светлых нефтепродуктов
Светлые нефтепродукты можно получить уже при начальной перегонке нефти, но для изготовления более качественного продукта и увеличения выхода по отношению к объему исходного сырья его подвергают вторичной перегонке (конденсации, расщеплению, замещению). Она позволяет производить углеводородные смеси требуемого состава и качества. Это отличает вторичную перегонку от простой переработки.
К светлым относятся следующие нефтепродукты:
- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое);
- бензин (авто- и авиа-);
- керосин (авиационный, топливный, для растворения, резки металлов);
- лигроин.
Перечисленные продукты подразделяются на множество наименований, различающихся составом и характеристиками.
Дизельное топливо
Дизельное топливо производят путем прямой переработки керосиново-газойлевых соединений. Основной регламентирующий документ – ГОСТ 305-2013. Продукт используют в дизельных двигателях, известных своей надежностью и экономичностью.
Дизель, или дизельное топливо считается первым в структуре мирового потребления светлых нефтепродуктов. Это связано с активным ростом автопарков на таком топливе и сокращением выпуска бензиновых авто. Еще имеет значение использование дизельного топлива не только в легковых, но и тяжелых коммерческих автомобилях, а также железнодорожном транспорте.
Бензин
Бензин – легкая смесь углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C, бесцветная или слегка желтоватая жидкость. Продукт производится в соответствии с ГОСТ 32513-2013. В состав бензина входят разные продукты многих процессов нефтеперерабатывающих заводов: первичных и вторичных. Среди них крекинг, изомеризация, риформинг, алкилирование, пиролиз и висбрекинг. Дополнительно состав может включать неуглеводородные соединения вроде спирта и эфиров.
Керосин
Керосин – прозрачная жидкость с легким желтым оттенком, обладающая низкой летучестью. Это свойство обеспечивает широкие возможности применения. Керосин используют в разных целях: от отопления до заправки реактивных двигателей. Еще он активно применяется в качестве растворителя.
Лигроин
Под лигроином понимают горючую смесь жидких углеводородов, более тяжелую по сравнению с бензином. Еще называется нафтой, тяжелым бензином и бензинлигроиновой фракцией, а из-за низкой температуры кипения – нефтяным спиртом. Продукт получают путем прямой перегонки нефти и газовых конденсатов или крекинга ее продуктов с выходом 15-18% от массы сырья.
Лигроин – высоколетучий нефтепродукт, применяемый как топливо (обладает высоким тепловыделением при воспламенении) и растворитель для асфальта, красок и лака. Еще продукт используется для производства высокооктановых добавок, а его производные – при изготовлении бутана и бензина. Ввиду токсичности лигроин активнее применяют на предприятиях (например, для химической чистки одежды), а не в бытовых условиях.
В заключение
Светлые нефтепродукты – условный термин наряду с темными нефтепродуктами, обозначающий продукты переработки нефти, почти бесцветные или с легкие желтым оттенком. Высокая прозрачность обусловлена большой глубиной очистки, также обеспечивающей повышенное качество продукта. Светлые нефтепродукты используются в качестве топлива для различных двигателей, как растворители и сырье для производства других продуктов перегонки нефти.
Нефтепродукты светлые – это компоненты нефти, выкипающие при атмосферном давлении. По-другому их еще называют нефтяные дистилляты. Такие жидкие углеводороды – либо прозрачны, либо имеют небольшую светлую окраску.
Так исторически сложилось, что под таким названием объединяют все жидкие углеводороды, полученные в процессе нефтепереработки, которые имеют светлый цвет и отличаются прозрачностью. Это обусловлено отсутствием в них тяжелых нефтяных фракций.
Светлые нефтепродукты
Такие углеводороды выделяются из сырой нефти с помощью химического процесса, называемого нефтеперегонкой.
В ходе такого процесса, под действием разных температур, происходит разделение сырья на фракции, имеющие разные температуры кипения. Светлые дистилляты отделяются от нефти в парообразном агрегатном состоянии, а затем посредством процесса конденсации возвращаются в жидкое.
Итак, светлыми считаются следующие продукты перегонки нефтяного сырья:
- всевозможные разновидности топлива, применяемого в двигателях внутреннего сгорания (реактивное топливо, авиационный керосин, дизельное топливо, различные виды бензинов);
- фракции, полученные в результате прямой перегонки (в основном – как бензиновые). Сфера их применения – различные растворители, а также сырье для предприятий химической отрасли (к примеру, из таких фракций получают олефины);
- прямогонные нефтяные фракции широкого спектра, не имеющие в своем составе тяжелых нефтепродуктов, и применяющиеся как сырье для вторичной переработки;
- печное судовое топливо марки ИФО;
- иные прозрачные или слегка окрашенные нефтепродукты, полученные прямой перегонкой.
Читать также: Сколько литров нефтепродуктов содержится в барелле нефти?
Поскольку именно светлые дистилляты наиболее востребованы мировой экономикой, особое внимание на нефтеперерабатывающих предприятиях уделяется такому параметру, как глубина переработки нефти (ГПН).
Он характеризует отношение объема получаемых светлых нефтепродуктов к общему объему перерабатываемого сырья. Измеряется этот параметр в процентах и сильно зависит от качественных характеристики нефти-сырца, а также – от применяемых на предприятиях перерабатывающих технологий. Наиболее высокое значение параметр глубина переработки имеет на американских предприятиях нефтепереработки.
В США его среднее значение находится на уровне 90 – 95 процентов. Для сравнения скажем, что в нашей стране это значение колеблется в районе 60-ти – 70-ти %, вследствие использования устаревших или несовершенных технологий.
Значение этого показателя трудно переоценить, поскольку от него напрямую зависит себестоимость получаемых светлых углеводородов – чем ГПН выше, тем, соответственно, ниже себестоимость.
Как мы уже сказали выше, оптические характеристики светлых нефтепродуктов объясняются отсутствием в их структуре тяжелых нефтяных фракций. Этот фактор объясняет и улучшенные энергетические качества этой группы углеводородов.
Они наилучшим образом подходят в качестве топлива, которое используется в двигателях внутреннего сгорания и двигателей на реактивной тяге, поскольку характеризуются высоким значением октанового числа. Их воспламенение в рабочем блоке двигателя происходит быстро и дает высокую температуру, что приводит к образованию большой концентрации газообразных продуктов горения.
Стоит сказать, что применение таких видов топлива в крупногабаритных двигателях и установках для производства тепла – невыгодно с экономической точки зрения. Поэтому в газотурбинных и судовых двигателях, а также в тепловых котельных в паротурбинных котлах используются темные фракции, как правило – турбинное топливо и различные виды мазутов.
Однако, не стоит думать, что светлые дистилляты используются только как моторное топливо. Не менее важной сферой их использования является химическая отрасль.
На таких предприятиях изготавливают разного рода лакокрасочные изделия, в которых используются эти вещества. Кроме того, керосин, бензин и уайт-спирит являются хорошими растворителями для разного рода органических соединений, и особенно – жиров. Недаром ведь до появления автомобильного транспорта бензин продавали в бакалеях и аптеках как средство для избавления от жирных пятен на одежде.
Читать также: Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения?
Поскольку потребление моторного топлива и прочих видов нефтяных фракций постоянно растет, а запасы нефти – ограничены, во многих странах разработаны программы по экономии светлых нефтепродуктов, предусматривающие использование альтернативных энергоносителей, таких, как биотопливо, этанол, энергия ветра и воды и так далее.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.