- Как устроен бизнес Лукойла? На сколько сильно санкции могут ударить по компании?
- ЛУКОЙЛ прирастает заправками
- Компания вскоре начнет поставку топлива на АЗС Shell
- Крупнейшие нефтесервисные компании ищут способы ухода из РФ
- Если топливо разливают «из одной бочки», то чем отличается его качество на разных АЗС?
- Вертикально интегрированные компании и независимая розница
- Топливо и его качество
- Насколько выгодно владеть АЗС сейчас?
- Что выбрать рядовому клиенту?
- Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
- «Качество бензина на АЗС крупнейших нефтегазовых компаний и независимых поставщиков может разнится в силу ряда причин»
- Почему умирают мелкие ритейлеры на рынке АЗС?
Как устроен бизнес Лукойла? На сколько сильно санкции могут ударить по компании?
Лукойл – одна из самых эффективных частных нефтегазовых компаний, у которой есть активы не только в России. В свете роста санкционного давления фундаментальные факторы стали менее значимыми. Но оценить, насколько высоки риски компании, можно только, детально разобравшись в бизнесе этой компании.
Сейчас появляются риски снижения экспортных доходов в странах Европы и Северной Америки. В сегменте «За рубежом» Значительная доля в выручке Группы (68,1%) приходится на Швейцарию, США и Сингапур. Суммарно это около 6,4 трлн руб., из которых 4,6 трлн руб. – это Швейцария, а 1,2 трлн руб. – США.
Почему большинство в Швейцарии? Там зарегистрирована торговая компания Лукойла — LITASCO, у которой филиалы в Гонконге, Казахстане, Сингапуре, Нидерландах, ОАЭ, США, а также представительства в Индии для реализации нефти и нефтепродуктов.
Добыча и переработка
Нефтедобыча Лукойла, в основном базируется в России – 55% приходится на Западную Сибирь, а также Ирак (Западная Курда-2). Затем нефть отправляется на НПЗ:
- часть из них находится в России (Пермь, Волгоград, Н. Новгород, Ухта);
- часть – на заводы в Болгарии, Румынии, Италии.
Еще часть напрямую идет на экспорт по всему миру. Плюс в Нидерландах Группа владеет 45% долей в НПЗ «Зееланд».
У Группы в собственности также два нефтехимических завода в России и нефтехимические мощности на НПЗ в Болгарии и Италии. Помимо своего производства нефтепродуктов, часть нефти Группа перерабатывает на сторонних заводах.
Итого: 68,5% переработки нефти приходится на российские, остальное на зарубежные НПЗ, а суммарная мощность НПЗ составляет 80,4 млн т.
Транспортные расходы минимизированы за счет наличия собственных мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов, а также собственными трубопроводами.
Реализация
После НПЗ, нефтепродукты отправляются:
Сети АЗС Группы расположены в 19 странах мира, при этом, в основном, эти АЗС расположены вблизи собственных НПЗ.
В США Лукойл имеет, в основном, сеть АЗС и станций, где продаётся не только бензин, но и масла. Также группа в США осуществляет торговые операции через LITASCO, по данным финансовой отчётности доля в общей выручке составляет 12,7%.
LITASCO
LITASCO Group является одним из крупнейших мировых трейдеров сырой нефтью и нефтепродуктами и работает с широким кругом поставщиков и клиентов, включая все крупнейшие нефтяные корпорации мира. На компанию приходится 50% всей выручки Группы Лукойла.
LITASCO принимает поставку бочек нефти в портах погрузки:
- в Северном Ледовитом океане;
- в Балтийском море;
- в Черном море;
- западной части Тихого океана.
Портфель складских помещений включает позиции:
- в регионе ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен);
- в Скандинавии;
- во Франции для Северной Европы;
- в Средиземноморском регионе (в Испании, Франции, на Мальте, в Черном море, а также в Египте);
- в Сингапуре и Вьетнаме (на востоке).
Рынки Северной и Южной Америки обсуживаются через мощности на побережье Мексиканского залива США, а также вглубь США в Кушинге.
В 2014 г. LITASCO начала продавать добываемую нефть на месторождении Западная Курна-2 в Ираке, которое разрабатывает Лукойл.
Традиционно LITASCO продавала и доставляла нефть и нефтепродукты нефтеперерабатывающим предприятиям и конечным потребителям в районах, прилегающих к порту отгрузки.
Однако динамика рынков изменилась, и сегодня LITASCO все чаще поставляет продукцию на новые рынки:
- Африка;
- Северная и Латинская Америка;
- Дальневосточная Азия.
Также LITASCO управляет закупками и поставками сырой нефти и другого сырья от имени перерабатывающих и маркетинговых операций ЛУКОЙЛа в Восточной Европе в Болгарии, Италии, Нидерландах и Румынии. Балансировка нефти и сырья осуществляется как из собственных баррелей ЛУКОЙЛа, так и от третьих лиц для достижения наилучших экономических показателей.
Для максимальной эффективности трейдинговых операций с этой нефтью LITASCO строит долгосрочные отношения с крупными НПЗ Юго-Восточной Азии, США и других стран, а также осуществляет поставки на собственный НПЗ ISAB на Сицилии. LITASCO создает дополнительную стоимость из баррелей сторонних производителей, используя свои торговые и маркетинговые навыки.
Трейдинговый бизнес позволяет наиболее эффективно реализовывать собственные ресурсы нефти и нефтепродуктов, а также получать дополнительную прибыль от торговли покупными углеводородами. LITASCO последовательно увеличивает маржу торговых операций за счет оптимизации управления каналами поставок ЛУКОЙЛа и увеличения объемов торговли с третьими лицами.
Если санкции коснутся LITASCO, то в моменте может выпасть половина доходов Лукойла, пока компания создаст новую дочернюю трейдинговую компанию, например, в ОЭА, Гонконге или Сингапуре. И в теории, оттуда будет заниматься перераспределением потоков.
Оригинал статьи смотрите в нашем Finrange Журнале. Хотите больше получать аналитических обзоров и комментариев по рынку акций — подписывайтесь на наш Telegram канал. Его читают уже почти 33 000 инвесторов!
ЛУКОЙЛ прирастает заправками
Компания вскоре начнет поставку топлива на АЗС Shell
По данным “Ъ”, ЛУКОЙЛ может начать поставки топлива на заправки Shell, которые он приобретает у британской компании, в конце мая — начале июня. 19 мая ФАС сообщила об одобрении сделки, однако пока заправки не работают: по словам собеседников “Ъ”, деятельность АЗС возобновится только после перехода прав собственности к ЛУКОЙЛу. По мнению экспертов, в условиях снижения спроса на российские нефтепродукты на внешних рынках ЛУКОЙЛ в результате сделки сможет увеличить реализацию своего топлива внутри РФ.
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
ФАС согласовала приобретение ЛУКОЙЛом доли 99,99% в принадлежавшей британской Shell «Шелл нефти», которая владеет сетью из 411 АЗС и заводом по производству масел в Торжке, сообщила служба. Таким образом, ЛУКОЙЛ полностью выкупит «Шелл нефть», оставшаяся миноритарная доля может достаться дочерней структуре ЛУКОЙЛа. В ЛУКОЙЛе отказались от комментариев.
Службе пришлось быстрее согласовывать ходатайство, поскольку после вступления в силу 15 мая санкций ЕС против «Роснефти» и «Газпром нефти» на заправках Shell, принадлежавших «Шелл нефти», остановилась продажа топлива. Дело в том, что Shell закупала топливо в том числе у «Роснефти» и «Газпром нефти» и более не могла продолжать эти сделки. По словам двух источников “Ъ”, возобновить поставки топлива на эти АЗС ЛУКОЙЛ сможет после того, как произойдет переход прав собственности от Shell к российской нефтекомпании. Один из собеседников “Ъ” утверждает, что договор-купли продажи может быть подписан в начале следующей недели, то есть теоретически поставки топлива на АЗС Shell начнутся лишь к концу мая.
Благодаря сделке ЛУКОЙЛ может увеличить свою долю на розничном рынке.
В 2020 году нефтекомпания приобрела еще одну крупную сеть АЗС ЕКА. По оценкам «Петромаркета», на АЗС Shell продаются 1,5 млн тонн топлива в год, и доля ЛУКОЙЛа в розничной реализации в крупных регионах РФ (Московский регион, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край) может существенно увеличиться: с текущих 15–25% до 22–32% в зависимости от региона. В 2021 году на российских НПЗ ЛУКОЙЛа было произведено почти 8,2 млн тонн бензина (20% общероссийского производства продукта) и 16,6 млн тонн дизтоплива (21% от общероссийского выпуска).
Крупнейшие нефтесервисные компании ищут способы ухода из РФ
По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, ЛУКОЙЛ по максимуму постарается поставлять свои нефтепродукты на приобретенные у Shell заправки, которые до этого использовали топливо разных поставщиков (в Московском регионе — Московского НПЗ «Газпром нефти»). Увеличить поставки на новые заправки своей сети компания может теоретически в первую очередь с Нижегородского и Волгоградского НПЗ.
Это поможет ЛУКОЙЛу наращивать сбыт нефтепродуктов на фоне снижения экспортных поставок, говорит эксперт.
У ЛУКОЙЛа хватит своего дизтоплива для поставок на АЗС Shell, а бензина может и не хватить, но в любом случае компания может закупить его у ближайшего завода-конкурента, если это будет экономически выгодно, считает один из источников “Ъ” в отрасли. Как отмечает Александр Корнеев из Газпромбанка, помимо расширения рынка сбыта в регионах присутствия компании речь идет об оптимизации транспортных расходов в связи с удобным географическим расположением приобретаемых АЗС относительно НПЗ ЛУКОЙЛа, а также о расширении мощностей в высокомаржинальном сегменте смазочных материалов.
Shell решила поэтапно выйти из российских активов после того, как Россия начала военные действия на Украине. Розничный бизнес Shell — первый актив, который она продает в РФ. У компании еще остаются доли в добычных совместных предприятиях «Салым Петролеум», «Гыдан Энерджи» (с «Газпром нефтью») и «Сахалине-2» (с «Газпромом»). В отчете Shell отразила списания, связанные с «Шелл нефтью», в размере около $600 млн — сумма включает внеоборотные активы в размере $358 млн и прочие расходы. В целом Shell уже списала всю балансовую стоимость активов в России — около $4 млрд.
Если топливо разливают «из одной бочки», то чем отличается его качество на разных АЗС?
Среди водителей ходит немало мифов и городских легенд. Например, о том, что на все автозаправочные станции в округе топливо привозят из одного источника, поэтому нет смысла переплачивать и ехать на фирменную АЗС. С другой стороны остается недоверие к независимым АЗС, которые не входят в крупную нефтяную компанию и работают самостоятельно – якобы они могут «бодяжить» топливо. Мы разобрались, откуда получает топливо независимая розница, за счет чего она живет и что лучше выбрать потребителю.
Вертикально интегрированные компании и независимая розница
Российский рынок автозаправочных станций имеет необычную структуру. Из 29 тысяч АЗС по состоянию на 2020 год, лидировала «Роснефть» с 3 тысячами заправок, также в лидерах – Лукойл с 2,5 тысячами заправок, Газпромнефть с 1,4 тысячами.
Если смотреть глобально, весь рынок поделен между вертикально интегрированными компаниями (им принадлежит около 7 тысяч АЗС) и независимой розницей (у них около 15-16 тысяч АЗС). При этом по выручке картина совершенно обратная – 60% топлива продается как раз у крупных компаний. Почему так происходит? Все дело в структуре нефтяного бизнеса в России:
- вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) – это компании, которые сосредоточили внутри себя полный цикл производства. Другими словами, «Роснефть» сама добывает нефть, сама ее перерабатывает на НПЗ, и сама же продает через свои АЗС;
- независимая розница – операторы исключительно АЗС, которые покупают топливо в опте у производителей (по факту – у тех же ВИНК).
В результате у крупных нефтяных компаний возникает определенное преимущество, ведь они могут влиять на стоимость нефтепродуктов в широких пределах (например, сократив надбавку на каждом из этапов производства, они могут сделать бизнес АЗС прибыльным). Независимая розница же вынуждена приобретать топливо по рыночным ценам, и пытаться конкурировать по отпускным ценам с ВИНК, и еще как-то на этом зарабатывать.
Потребители же, видя примерно похожие цены у АЗС крупной сети и на заправке небольшой местной компании, скорее всего сделают выбор в пользу именно ВИНК – к тому же они традиционно предлагают более высокие стандарты сервиса, интересные программы лояльности, а еще на таких заправках продается и другая продукция нефтяных компаний (те же моторные масла).
Независимые сети, несмотря на двукратный численный перевес, вынуждены довольствоваться теми клиентами, которые по какой-то причине не могут поехать на фирменную заправку – это могут быть АЗС на не очень оживленных дорогах, в сельской местности или, например, в регионах, которые последние годы живут под санкциями.
Топливо и его качество
В случае с АЗС крупных компаний все понятно – топливо они получают со своих же производственных мощностей. Например, на сайте «Лукойла» даже поясняется, откуда поступает топливо на АЗС – с предприятий Нижегороднефтеоргсинтез, Пермнефтеоргсинтез, Волгограднефтепереработка и Ухтанефтепереработка. Там же производится сжиженный углеводородный газ, который продается на АЗС сети.
Что же касается независимой рознице, она вынуждена приобретать топливо на оптовом рынке. При этом поставщики топлива, по логике, те же – вертикально интегрированные нефтяные компании (просто потому, что больше топливо в России купить негде – разве что в Белоруссии).
Например, сеть АЗС «ЕКА», представленная в Москве и области, прямо на своем сайте указывает, где приобретает топливо, это три крупных завода:
- «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»;
- «Газпромнефть-Московский НПЗ»;
- «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»
Что касается качества, компания утверждает, что тщательно тестирует каждую партию. Топливо перевозится бензовозами самой компании, они оснащены электронными системами контроля состояния топлива, а цистерны сделаны из специальных сплавов.
Другими словами, если топливо реализует даже независимый трейдер, по качеству оно вряд ли будет сильно отличаться от того, которое отпускается на фирменных АЗС. Если, конечно, не заправляться на АЗС «из 90-х» со старым оборудованием и ржавыми емкостями для топлива. Но таких заправок сейчас становится все меньше – им сложно выдерживать конкуренцию с фирменными сетями.
Как рассказал Михаил Колесников из компании Benza, репутацию независимым АЗС подпортила история – в 90-е и начале 2000-х такие заправки ориентировались прежде всего на рентабельность, а не на качество топлива. Отсюда – манипуляции с топливом, бензин чем-то разбавляли, превращали 92-й в 95-й, добавляя присадки. Поскольку явление было массовым, потребители накопили достаточно негатива по отношению к таким заправкам.
Соблазн манипулировать качеством топлива есть и сейчас, говорит эксперт – но крупные сети все же работают на перспективу и точно не будут обманывать потребителей, продавая им некачественное топлив или обманывая с объемом.
Сейчас фирмы с 1-2 заправками практически не выжили – их заменили большие интегрированные заправочные комплексы, которые строят крупные компании. Если небольшая компания может дать хороший сервис, она выживает, но в современной России это редкость. Поэтому АЗС, где можно нарваться на некачественное топливо, постепенно ушли с рынка, говорит Михаил Колесников.
Таким образом, на АЗС независимых сетей риск заправить «паленое» топливо минимальный – главное не рисковать и не заезжать на АЗС, которые выглядят как пришельцы из прошлого века.
Насколько выгодно владеть АЗС сейчас?
Несколько лет назад Россию накрыл очередной топливный кризис – из-за того, что нефтепродукты на внешних рынках оказались значительно дороже, чем внутри страны. Крупным нефтяным компаниям стало попросту невыгодно продавать бензин и дизельное топливо внутри страны, а от этого появился его дефицит и начали расти цены.
Тогда кризис решили несколькими мерами – кроме демпфера (механизм компенсаций) крупный нефтяной бизнес подписал соглашение с правительством, где обещал не повышать цены на оптовом рынке топлива для независимых сетей АЗС. Тогда проблему удалось решить – несколько месяцев оптовые цены стояли на месте, а потом даже начали снижаться.
Но сейчас на рынке ситуация совсем сложная. Оптовые цены на топливо растут, потому что зависят от цен на нефть, которые, в свою очередь, зависят от неопределенности со стороны ОПЕК+ (картель разрешил поднять добычу, но цены все равно высокие). При этом розничные цены, наоборот, остаются стабильными – их контролируют власти, поэтому сети АЗС вынуждены снижать маржу (чистый доход).
Сейчас маржа АЗС стала крайне низкой:
- на литре бензина Аи-92 заправки теряют 1,3 рубля;
- на литре бензина Аи-95 и дизельном топливе потери составляют 0,3 рубля.
Для сетей АЗС крупных нефтяных компаний это не очень большая проблема, ведь розничная продажа нефтепродуктов – это финальный этап в большой цепочке, поэтому они могут компенсировать убытки от продажи прибылью на более ранних этапах.
Но вот для независимых сетей АЗС ситуация выглядит угрожающей – сейчас они вынуждены либо работать себе в убыток (причем буквально теряя больше денег от того, что к ним ездит больше клиентов), либо компенсировать убытки на сопутствующих продажах. Например, продавать кофе, хот-доги, товары первой необходимости и автомобильные товары.
Ситуация остается критической, некоторые сети уже отказываются продавать бензин Аи-92 (на нем самый высокий убыток), но начинать торговлю суррогатами – означает потерять репутацию. Пока же сети с трудом выживают, причем и в более благоприятное время их рентабельность не очень высокая. По сути, вариантов у небольших компаний не так много:
- ориентироваться на сопутствующие услуги – перестроить АЗС в целый комплекс с магазинами, общепитом и другими услугами;
- переходить на использование АЗС самообслуживания – так можно сэкономить на персонале;
- развивать эко-направления – заправку газом и зарядку электромобилей;
- закрывать нерентабельные заправки на не очень оживленных участках дорог.
Итог, судя по всему, будет один – фирменные сети АЗС от ВИНК будут и дальше наращивать объемы, выдавливая независимую розницу с рынка.
Что выбрать рядовому клиенту?
Выбирая между фирменной АЗС от крупной нефтяной компании и малоизвестной заправкой, обычный потребитель учитывает несколько факторов:
- цена топлива;
- его качество (хотя бы гипотетически);
- наличие программ лояльности;
- уровень обслуживания (например, можно ли на заправке купить кофе или воспользоваться туалетом);
- наличие или отсутствие очередей.
Иногда на выбор потребителя влияют совсем необычные факторы – как говорит Дмитрий Парфенов из компании «Идемитсу Лубрикантс Рус», некоторые сети АЗС открывают не только магазины, но и, например аптеки («Роснефть»). Но при прочих равных критериях основную роль играет все же отсутствие очередей – особенно если речь идет об АЗС на оживленной трассе.
Если с ценами все и так понятно (они известны заранее, и плюс-минус равны у разных сетей), как и с программами лояльности, очередями и сопутствующим сервисом, то качество топлива на малоизвестной АЗС может стать сюрпризом для водителя и его автомобиля.
Лучший вариант узнать о качестве – это найти сайт компании-владельца заправки. Если сайта нет, при желании можно попросить оператора АЗС предоставить документ о происхождении нефтепродуктов (например, накладную на доставку топлива или сертификат его происхождения). Скорее всего окажется, что топливо на заправку поставляют с того же завода, что и на ближайшую фирменную АЗС, причем с той же самой нефтебазы.
Конечно, на качество топлива влияет его доставка (нужно чтобы бензовозы отвечали всем требованиям) и хранение (емкости тоже должны быть современными), но это проверить уже сложнее – ведь бензовозы не стоят на АЗС, а емкости закопаны в землю.
Поэтому лучше ориентироваться на документы. Если у заправки нет сайта, а оператор не может предоставить документы на топливо – заправляться там точно не нужно. Чаще всего такие АЗС вообще работают нелегально – в российских городах не так давно начали появляться заправки, продающие топливо нелегально (по факту это емкость и колонка), но к качеству топлива у них могут быть вопросы.
Если же заправка выглядит более-менее нормально, у нее есть все необходимые документы, а топливо пришло с обычного российского НПЗ, заправляться можно без лишних сомнений – главное, чтобы водителя устроила цена и сопутствующий сервис.
Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
«Качество бензина на АЗС крупнейших нефтегазовых компаний и независимых поставщиков может разнится в силу ряда причин»
Во-первых, оно зависит от качества самой нефти, состояния оборудования на конкретном нефтеперерабатывающем заводе и степени его обновления.
Во-вторых, на него влияет:
- октановое число(характеризующее стойкость к детонации),
- состав и количество добавляемых в него присадок(для увеличения эффективности сгорания и уменьшения вероятности появления отложений внутри топливной аппаратуры),
- его фракционный состав(показывающий степень его испаряемости в зависимости от содержащихся в нем углеводородов).
В-третьих, надо учесть условия хранения, ведь бензин «не любит» попадания в него грязи и мусора.
Соответственно, в сетях лидирующих производителей, таких как «Лукойл», «Газпром нефть», Shell и др., качество бензина обычно на высоте, проблемы с ним возникают лишь эпизодически. На АЗС «свободных игроков» оно может быть неважное, поскольку им без разницы у кого покупать топливо, главное, чтобы подешевле, чтобы его можно было подороже продать автовладельцам.
Склонность же водителей заправляться на АЗС крупных сетей, на мой взгляд, обусловлена лучшим уровнем сервиса на них и довольно широким спектром предоставляемых услуг. Речь идет уже не просто о покупке бензина или моторного масла, кофе или булочек. Сейчас, например, «Роснефть» приступила к открытию на своих заправках аптек для продажи безрецептурных медикаментов и нелекарственных препаратов — гигиенических средств, лечебной косметики, товаров для ухода для всей семьи (помощь клиентам в их подборе оказывают фармацевты).
На «одиноких» АЗС сервис тоже может быть хороший, хотя раз на раз не приходится. Так, на заправках, находящихся в удаленных сельских районах, он зачастую ограничивается исключительно заливкой топлива в баки автомобилей и на них не до открытия аптек или угощения кофе с плюшками. На АЗС, расположенных на оживленных магистралях, он в принципе сходен с услугами, оказываемыми на сетевых заправках, хотя он более простой. Здесь все-таки многое зависит от количества заправляющихся машин и финансовых возможностей их владельцев АЗС.
Дмитрий Парфенов, Идемитсу Лубрикантс Рус
Почему умирают мелкие ритейлеры на рынке АЗС?
Только в последнее время владельцы небольших АЗС поняли, что стабильность качества бензина очень важна, и стараются покупать его у одних и тех же поставщиков. Но 90-е – начало 2000-х гг. испортили репутацию частных АЗС. Заправляться там – это лотерея.
Чаще всего частные заправки и небольшие сети стремились лишь к увеличению рентабельности, а о создании комфортной для клиента инфраструктуры не задумывались. Не заботились о внешнем виде АЗС, а главное – о качестве топлива. Среди частников гораздо больше была вероятность манипуляций с топливом: смешивания, превращения Аи-92 в Аи-95 путем присадок. Это было массовым явлением, и у людей постепенно накапливалось негативное мнение о частных заправщиках.
У частного предпринимателя, у которого несколько заправок в управлении, есть соблазн манипулировать и с количеством выданного топлива – недолив был повсеместным явлением. Крупные же компании работают на перспективу – им невыгодно обманывать потребителей, продавать им некачественное топливо или недоливать. Такие вещи случались только по вине нерадивых сотрудников, которые обманывали не только клиентов, но и свое предприятие.
Затем появились большие интегрированные заправочные комплексы с магазинами, которые стали строить крупные компании. Те частники, которые смогли перестроиться и давать тот же уровень сервиса, до сих пор существуют. Но в основном организации, владевшие 1-2 заправками, не хотели или не могли вкладываться в развитие, не понимали, что надо выстраивать сеть с комфортом и уважительным отношением к потребителям. Они закрылись не из-за того, что не принадлежат крупным компаниям, а потому что не знали, как правильно вести и структурировать бизнес.
До сих пор есть вероятность, что какие-то частные предприниматели могут манипулировать с топливом, которое продают – покупать дешевле, смешивать. Но в основном все эти компании выдавила с рынка людская молва. Крупным брендам проще – они поставляют топливо со своих заводов, следят за отсутствием махинаций со стороны своих сотрудников на АЗС. Больше у них возможностей и конкурировать по цене. Когда маржа уменьшается, они могут прожить какое-то время за счет объема продаж на маленькой или даже нулевой рентабельности. Маленькие компании такого себе позволить не могут.
Михаил Колесников, Benza-Пензаспецавтомаш