Какую палитру выбирать для масла?
Деревянную палитру нужно первые полгода перед работой протирать слегка маслом льняным, а после работы снимать фузу и опять-таки льняным маслом оттирать остатки краски. Через некоторое время масло начнёт полимеризоваться, палитра будет тянуть его всё меньше и меньше, а поверхность самой палитры станет как будто полированная.
Кроме того, за счёт того, что на 100% краску снять с палитры нельзя, фанера начнёт темнеть и становиться более плотной.
Через пару лет (если сильно не изголяться с отмыванием) на ней уже будет приличный гладкий слой краски, дерево почти не будет просвечивать. Тянуть краску она уже почти не будет.
Чем палитра старше — тем она становится ценнее и благороднее. Моей палитре уже 12 лет. Ни на что её не поменяю. Отполировались уже даже края.
Лакировать палитру нет смысла, поскольку под воздействием масла и растворителей лак сойдёт.
В вашем случае, возможно, стоит отмыть 646-м растворителем старую вашу деревянную палитру (только не задохнитесь, 646-й страшно ядовит!), а потом начать на ней работать регулярно по указанной схеме.
И вообще. дело не в палитре. Дело в том, ЧТО, ДЛЯ КОГО и ПОЧЕМУ вы пишете. Как вы рисуете, насколько владеете материалом, насколько понимаете композицию, как выбираете натуру и т. д. Палитра. Палитра это дело десятое.
Купи из пластика и не парься.
Палитра из оргстекла, Малевичъ, Малевичъ.
Палитра классической овальной формы, размером 30х22 см и толщиной 3 мм. Благодаря анатомически выверенным вырезам удобно ложится в руку, делая процесс живописи легким и комфортным, а гладкая поверхность палитры при необходимости легко очищается от лишней краски.
• тщательно отполирована, удобна и безопасна в работе
• позволяет оценить, как краска будет выглядеть на холсте до ее нанесения
• имеет отверстия анатомической формы
• легко очищается от свежей или засохшей краски
• прослужит долгое время
Как выбрать палитру для рисования
Я уже рассказывала вам как выбрать холст, масляные краски и кисточки, теперь пришло время и для палитры. Незаменимая вещь для всех, кто учится рисовать и работать с красками. Читайте мой подробный гид, о том какие бывают палитры, для чего они нужны, и как правильно выбрать ту, которая подойдет именно вам!
Зачем художнику палитра?
Прежде чем ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, давайте я уточню, что же такое палитра для красок?
Палитра – это как правило небольшая доска, из пластика или дерева, чаще овальной формы, с небольшим отверстием для пальца, на которой художник смешивает краски для рисования.
Свое название палитра получила от немецкого слова palitter, которое было образовано, как и многое в мире, от латинского слова paleterum – что значит «пластинка» или «дощечка».
Для чего же художнику нужна палитра?
Если вы собрались написать картину, не состоящую из 2-3 цветов, например, в стиле авангардистов, то рано или поздно вам придется смешивать масляные краски.Конечно, есть художники с очень экспрессивной манерой письма, которые выдавливаю краску из тюбика сразу на холст и там уже смешивают. Но это скорее исключение, да и смешивать краски на палитре удобнее, чем на холсте – не придется ничего исправлять, если случайно не тот цвет добавите при смешивании.
Масляные краски продаются в тубах, и в отличие от гуаши и акрила, которые уже в баночках, масло так просто не достать. Такую краску нужно выдавливать, иначе ей просто не воспользуешься нормально. А куда лучше всего выдавить такую краску, не израсходовав лишнего? Правильно, на палитру.
- Чтобы облегчить себе жизнь
С палитрой вам не придется постоянно искать нужный тюбик, ведь краска всегда будет у вас буквально в руках. Плюс, если правильно располагать цвета на палитре, то можно экономить не только материал, но и время. но об этом позже.
А сейчас давайте разберемся, какой должна быть палитра для смешивания масляных красок?
Как выбрать палитру? Основные критерии
Художественные палитры, как правило, отличаются материалом, размером и формой, а иногда еще и покрытием. И каждый, кто занимается живописью, должен подобрать максимально удобную для себя палитру. Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев для выбора.Материал для палитры, конечно, может быть разным, но лучше дерева, пожалуй, еще ничего не придумали.
Винсент ван Гог
Сальвадор Дали
Эжен Делакруа
Палитры известных художников
Обработанное дерево имеет гладкую и ровную поверхность, а также, такая палитра достаточно легкая по весу. А это очень важно, так как в большинстве случаев, вам придется держать ее в руке по несколько часов почти без перерыва.
Деревянная палитра для масляных красок, это то, что вам нужно, если вы планируете рисовать постоянно. А если вы хотите только попробовать и не думаете написать больше одной картины, то можно сэкономить и взять пластиковую палитру.
Теперь о размерах палитры. В большинстве случаев, для стандартных холстов 30х40, 50х40, берут палитру размером 25х30 или 30х40 см.
Вообще, размер вашей палитры будет зависеть от размеров холста и объема работы – сколько цветов придется смешивать. Сразу скажу, что маленькой палитрой, которая умещается в ладошку лучше не пользоваться, так как на ней просто не будет хватать места и вы смешаете краски, которые не нужно смешивать.
А вот большая палитра, 50х60 см идеально подойдет для работы над картиной больше 1 метра. Вот только держать ее будет не так удобно. Кстати, почему я так заостряю внимание на том моменте. Что вам придется постоянно держать палитру в руках?
Дело в том, что краски на палитре не должны отличаться от красок на холсте. А это может произойти из-за разного освещения, если палитра будет все время на столе, а вы у холста.
Чтобы точно угадать с размером, при выборе палитры подержите ее в руке и представьте, как будете смешивать краску и набирать ее кисточкой для будущих мазков на картине. Вам должно быть удобно и комфортно.Как я уже говорила, по форме палитра может быть овальной, прямоугольной или квадратной, со скошенными углами, с отверстием для пальца, а также с местом для расположения масленки.
Овальную палитру 20х30 очень удобно держать в руке
Принципиальной разницы нет, какой формы палитру выбрать, так как в палитре все-таки главное материал и размер доски. Но по опыту могу сказать, что прямоугольная палитра со скошенными углами обычно самая универсальная.
Так же при выборе стоит обратить внимание на выемку для пальца – вам также должно быть удобно держать палитру в руке, а в прорези не должно быть никаких дефектов.Выбирая деревянную палитру, помните также и о защитном покрытии. Так как масляная краска состоит из масла и пигментов, то без покрытия дерево будет впитывать это самое масло при нанесении краски, и работать будет не очень удобно.
Поэтому, перед использованием деревянной палитры, пропитайте ее льняным маслом, просушивая каждый слой в течении нескольких дней.
Также важно знать, что в процессе использования, ваша деревянная палитра «посереет» от количества оставшегося цвета на ней. Но не пугайтесь, такую палитру выкидывать не нужно, наоборот, смешивать краски на сером фоне гораздо удобнее, так как он не дает искажения цветов, как белый или коричневый, например.
Теперь, подводя итог по выбору палитры, вот вам несколько практических рекомендаций, как выбрать палитру для рисования.
Чек-лист: как выбрать палитру и пользоваться ей
Размер палитры будет зависеть от размера холста и вообще размаха вашей работы – чем больше холст и количество цветов, тем больше и палитра.
Прямоугольная палитра с гладкими, скошенными краями – самая классическая форма.
Дерево – лучший материал для вашей палитры, но помните, что его нужно обработать перед первым использованием.
Если живопись для вас – всерьез и надолго, купите несколько палитр для сравнения. Плюс, так вы сможете собирать понравившиеся оттенки, а не смешивать их по новый каждый раз.
Не используйте слишком много красок сразу. Так у вас есть вероятность запутаться в цветах и не получить нужный оттенок.
Располагайте каждый цвет на небольшом расстоянии друг от друга, в спектральной последовательности.
Ухаживайте за своей палитрой, и она прослужит вам долгие годы.
Чем можно заменить палитру для красок
Многие начинающие художники часто спрашивают меня – а что еще можно использовать вместо палитры?
Действительно, а стоит ли вкладываться в новые палитры, которые стоят не дешево, или можно взять что-то другое на время? Конечно можно! Но, как у любого материала, у этих аналогов тоже есть свои плюсы и минусы.
Например, если вы участвуете в мастер-классе или просто хотите быстро написать одну картину, чтобы попробовать свои силы в живописи, можно взять пластиковую или бумажную тарелку (или палитру).
Они не требуют особого ухода, их в принципе можно выкинуть после написания картины. Но вот постоянно пользоваться такими палитрами я не рекомендую.
Пластик имеет пористую поверхность, поэтому краска въедается и остается на палитре, чем бы вы ее не очищали. Тоже самое касается и пластиковых панелей для отделки и ремонта.
Существует также одноразовая бумажная палитра, но это тоже не самый популярный вариант, так как она дорогая.Некоторые художники делают себе палитру из стекла, зеркала или керамических плит/тарелок.
Чистить такие палитры удобно, да и не страшно поцарапать, например, при работе мастихином. А вот из недостатков, это хрупкость, а в некоторых случаях и тяжесть.
Тяжелыми и не практичными будут палитры из куска металла, а еще у такой поверхности будет плохая связка с краской.
Если же вы уже выбрали классическую деревянную палитру для масляных красок, но хотите, чтобы она как можно дольше оставалась более новой – оберните ее пищевой прозрачной пленкой.
Так после использования пленку можно просто выкинуть и сэкономить время на мытье палитры. Но из минусов будет то, что вы уже не вернете нужный вам оттенок, а еще часто пленка скатывается и мешает смешиванию красок. Ну и конечно же, легко рвется, поэтому не подходит для мастихиновой живописи.
Выбрать палитру не сложно, но, чтобы понять, какая лучше всего подходит именно вам, сверяйтесь с моим чек-листом и не забудьте подержать палитру в руках перед покупкой, если будет такая возможность!
Понравилась статья? Тогда поставьте 5 звезд!
Палитра для масляных красок. Требования к палитре художника.
Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.
Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.
Размер палитры.
Желательно выбирать небольшую палитру для первых уроков рисования маслом — размера 20х30 вполне достаточно. Дело в том, что палитры для живописи масляными красками выбираются в соответствии с размером холста. То есть, палитры бывают маленькие, средние и большие. Сразу скажу, что большие палитры — это плоскости размером от 50 см по большей стороне и нужны они для работы на холсте размером от 1 метра. Для небольших этюдов и живописных упражнений до размера 50х60 см включительно, подойдут маленькие палитры. Во всех остальных случаях, можно использовать палитру среднего размера.
Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).
Если вы собираетесь осваивать масляную живопись основательно, то стоит приобрести несколько палитр разного размера для разнообразных задач. Также имеет смысл разделить палитры по назначению — для рисования на природе (пленэр), для живописи маслом в студии, а также выделить отдельные палитры для рисования пейзажей и для живописи человеческого тела и портретов. Они будут отличаться не только по размеру, но и по весу и по оставшимся после промывания цветовым вкраплениям в поверхность — по ним можно ориентироваться в следующих работах.
Форма палитры.
Существует 3 классических формы палитры для художников — овал, квадрат и квадрат со скруглёнными углами. При обучении живописи форма палитры особого значения не имеет, а вот художники-профессионалы, приноровившись к какому-то одному типу палитры, отдают предпочтение излюбленной форме.
Для работы с моделью в студии, художнику удобнее использовать овальную палитру — она не ограничивает движения во время сеанса живописи, достаточно удобна технически (краски из тюбиков выдавливаются по периметру палитры, а в середине остаётся довольно много места для смесей) и лёгкая.
Для того, чтобы рисовать маслом на пленэре, удобнее использовать квадратную палитру — она легко входит в этюдник и закрепляется в нём так, что фиксирует тюбики с краской и они не мешают при переноске. Кроме того, квадратную палитру удобно чистить в походных условиях, также она может послужить прочной перекрывающей основой для только что написанного этюда, если её закрепить надлежащим образом над красочным слоем (смотри статью: https://jotto8.ru/blog/plener-maslom-kak-donesti-napisannuju-kartinu-do-doma-v-tselosti ).
Палитра в виде прямоугольника со скруглёнными углами универсальна, на ней удобнее всего учиться рисовать маслом. Она компактна и комфортна как для работы в мастерской, так и на природе.
Обязательное условие для всех типов палитр — наличие вырезки для руки и отверстия для большого пальца. Обязательно проверьте в художественном салоне, удобно ли вам держать выбранную палитру при классическом захвате. Убедитесь, что скос края соответствует наклону руки (особенно важно для левшей), а края отверстия для большого пальца и выемки под руку округлые и не будут натирать или резать кожу.
Материал для палитры.
Классическая деревянная палитра — самый лучший вариант. Ни в коем случае не стоит использовать для живописи маслом пластиковую палитру для акварели. Во-первых, для рисования маслом нужна гладкая поверхность, без ячеек и углублений. Во-вторых, пластик пористый, даже если палитра не деформируется под воздействием сильного растворителя при промывании в конце сеанса (что вполне допустимо), то частицы краски проникнут в поры пластика и будут мешать последующим замесам.
Деревянные палитры изготавливают из твёрдых пород дерева (орех, клён, груша). В большинстве своём, это многослойная склейка (фанера), но палитра из цельной древесины удобнее и легче.
В некоторых случаях в качестве палитры используют лист металла или стекло, окрашенное с тыльной стороны в белый цвет. Это не самые лучшие варианты — такие палитры невозможно держать в руке во время занятий живописью, замесы на них выполняются в иной рабочей плоскости по отношению к картинной плоскости (палитра лежит горизонтально, а холст закреплён вертикально на мольберте), а значит по степени освещения они будут сильно отличатся друг от друга (один и тот же замес краски в разных рабочих плоскостях выглядит по-разному), что усложняет процесс подбора оттенков в масле. Кроме того, палитры из стекла хрупки, а из металла — имеют плохую связку с красочным слоем. Их сложнее чистить и переносить с места на место, также они тяжелы.
Профессиональная палитра.
Особенно дотошные живописцы изготавливают палитру под себя самостоятельно. Это нужно максимального удобства в работе и особой технической эстетичности процесса живописи. В этом случае учитываются индивидуальные размеры длины и ширины предплечья, расстояние между большим пальцем и второй фалангой указательного пальца, комфортный вес и т.д. Так называемая палитра Веронезе не только обогащена врезкой для плеча, но и специальным утяжелителем в одном из краёв палитры для оптимального распределения веса, что особенно важно при длительных занятиях живописью. Выглядит она вот так: https://www.facebook.com/svyatoslavbrakhnovacademy/photos/pcb.817704505258529/817703921925254/?type=3&theater .
Но это уже изыски, которые не должны волновать начинающего живописца.
Уход за палитрой для масляных красок.
Новую палитру нельзя использовать сразу — дерево будет сильно впитывать масло, разбавитель и частично пигменты, поэтому смешивать цвета на такой “тянущей” будет неудобно. Деревянную палитру следует подготовить к занятиям живописью — пропитать поверхность веществом, не пропускающим краску. Есть три способа обработки новой палитры:
+ натирание пчелиным воском;
+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);
+ пропитка маслом для живописи или олифой.
После обработки палитра высушивается до тех пор, пока поверхность не станет сухой.
В конце сеанса, когда живопись окончена, с палитры следует счистить все оставшиеся краски и протереть палитру сухой тряпочкой. В этом случае тонкий красочный слой частично распределится по поверхности палитры и придаст ей равномерный серый цвет, что очень хорошо для последующих сеансов живописи (намешивать оттенки цвета на серой палитре лучше и точнее, чем на белой или коричневой — это помогает избежать сильного тонального контраста и позволяет объективно оценить степень тепло-холодности цветов и оттенков). До следующего живописного сеанса палитра высохнет естественным образом и масляная живопись может продолжиться.
Мыть палитру можно (если вы пишете много и она не успевает высохнуть после предыдущего сеанса или если нужно кардинально сменить цветовые отношения) растворителями (скипидар, уайт-спирит). После мытья палитру насухо вытирают хлопчато-бумажной тряпочкой и высушивают. Сушить палитру у источника тепла (батарея, обогреватель и т.д.) не рекомендуется — дерево может рассохнуться, деформироваться, скалываться.
Чтобы убрать с палитры засохшую краску, её следует немного подогреть феном и счистить острым шпателем или мастихином. Размачивать палитру с краской в разбавителе не рекомендуется, чтобы не испортить саму деревянную основу. Также не стоит соскабливать остатки сухой краски ножом — можно деформировать деревянную поверхность.
Засохшую старую краску с палитры удалить можно, для этого потребуется наждачная бумага и электродрель. Будьте аккуратны, не заденьте саму деревянную поверхность. Если всё же старые краски удалось удалить с палитры вместе с верхним защитным слоем, то следует очистить поверхность палитры от сухого мусора, пыли и частиц краски. А затем придётся снова обработать поверхность палитры пропиткой, как было сказано выше. Срезы старых масляных красок или те места, с которых они были удалены на палитре также обрабатываются пропиткой, иначе палитра будет “тянуть” масло и краски и рисовать маслом будет сложно.
Культура палитры.
Обращение с палитрой и правильная её организация и использование очень важно для художника. К этому стоит отнестись внимательно и сразу приучить себя правильно распределять краски на палитре и организовывать сам рабочий процесс живописца. Выработанные строгой дисциплиной условия и нормы облегчат процесс рисования и сделают масляную живопись приятным благодатным процессом.
Держать палитру нужно в нерабочей руке хватом снизу (чтобы она не соскальзывала, в ней вырезаны отверстие под большой палец и углубление для остальных пальцев ладони). Маслёнка прикрепляется к палитре специальным зажимом — она не должна “ездить” и скатываться. Держать палитру в руке удобно, к этому просто нужно привыкнуть. Особенно это важно при рисовании стоя за мольбертом, когда художник постоянно отходит от картины на небольшое расстояние для уточнения и общего анализа.
Пробы краски делаются у края палитры так, чтобы приложив палитру к холсту можно было понять, нужный ли цвет получился в замесе. Для этого также удобнее держать палитру в руке постоянно, всё занятие живописью. Краски смешиваются посередине плоскости палитры в любом удобном месте — проба цвета выносится на край (мазок краски кладётся в самый край), чтоб приложив цвет к цвету можно было почувствовать разницу и внести изменения цвета по мере надобности.
Краски на палитре распределяются вдоль её верхнего края последовательно — от светлой к тёмной. Есть разные версии организации красок на палитре:
1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);
2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;
3) по верхнему краю палитры распределяются тёплые оттенки красок от светлого к тёмному (белила, лимонный, жёлтый оранжевый и т.д.), по правой боковой стороне — холодные оттенки от светлого к тёмному.
Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.
Правильная и хорошо организованная палитра — первый помощник начинающего живописца. Именно с таких основ начинается обучение масляной живописи, в том числе и в нашей художественной школе. Поэтому на вопрос, с чего начать рисовать маслом?, я обычно отвечаю с качественных красок, правильно подобранных кистей и верной палитры. Рисовать маслом с нуля научиться можно, но для этого стоит провести серьёзную подготовительную работу, по выбору и организации палитры, например. Ведь качественные материалы и инструменты — это уже полдела.
Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>