- Каких проблем ждать, если не темнеет моторное масло
- Каких проблем ждать автовладельцу, если не чернеет моторное масло
- Моторное масло не темнеет — хорошо или плохо?
- Почему моторное масло не темнеет, и можно ли не менять, пока оно светлое
- Причина потемнения моторного масла
- Когда масло окисляется медленнее
- Говорит ли быстрота почернения о моющих свойствах
- Стоит ли менять масло, если срок подошел, а оно еще светлое
Каких проблем ждать, если не темнеет моторное масло
Начнем с того, что следует различать понятия потемневшее и почерневшее масло. В первом случае поводов для опасений, как правило, нет.
Если масло темнеет в процессе эксплуатации, это означает лишь то, что оно работает — закачивается из картера, прогоняется по каналам, смазывает трущиеся детали двигателя и выводит угар. Словом, если смазка темнеет примерно к двум — трем тысячам километров пробега, это естественный процесс.
На более быстрое потемнение моторного масла может влиять, к примеру, использование некачественного топлива, агрессивная езда, регулярные холодные пуски мотора в морозы и ошибки с подбором степени вязкости лубриканта. В последнем случае моторное масло должно быть, с одной стороны достаточно густым, чтобы создавать плотную смазывающую пленку, а с другой — не стекать и не испаряться. При определении правильной вязкости следует учитывать как рекомендации автопроизводителя, так и состояние и возраст силового агрегата. Как правило, немолодым движкам прописывают менее текучий лубрикант.
Куда хуже, когда смазка в силовом агрегате не темнеет, а чернеет и в то же время становится более густой и напоминает по консистенции мазут. Такие характерные сгустки можно обнаружить с помощью масляного щупа, и в этом случае нужно бить тревогу. Ведь с большой степенью вероятности в двигателе происходит горение смазки, что чаще всего провоцируется износом поршневой группы, как правило в результате использования контрафактных или отработанных смазочных материалов. Дополнительными признаками технической проблемы практически наверняка будут увеличение расхода топлива и снижение тяговых характеристик двигателя.
Однако встречается и совершенно противоположная ситуация — когда смазка после пробега машины в несколько тысяч километров вообще не меняет цвета и оттенка, оставаясь визуально такой же, как из заливочной канистры. В этом случае, впрочем, все тоже не вполне однозначно. В частности, следует знать, что в дизельных автомобилях ввиду конструктивных особенностей масло загрязняется быстрее, чем в бензиновых.
В агрегатах же, работающих на газу, масло не чернеет дольше всего. Дело в том, что в газе минимизированы примеси, которые провоцируют образование сажи, в отличие от моторов на бензине и солярке.
Так что, если, проехав после смены масла на газовой машине несколько тысяч километров, вы видите кристальной чистый лубрикант, то поводов для опасений на самом деле нет. И, кстати, в ряде случаев (в зависимости от марки автомобиля и спецификаций лубриканта) срок замены моторного масла для газовых машин может быть увеличен в сравнении с бензиновыми и дизельными автомобилями.
Однако вернемся к наиболее распространенным бензиновым и дизельным агрегатам. Если после пробега в несколько тысяч километров масло остается прозрачным и совершенно того же цвета, что и при заливке (желтым или светло-коричневым), велика вероятность, что в лубриканте не достает очищающих присадок. В этом случае шлаки, примеси и нагар не удаляются из рабочей зоны двигателя. Специалисты говорят при таком раскладе, что масло не работает, иными словами, эффективной смазки трущихся деталей не происходит, и ресурс мотора серьезно сокращается.
Тем не менее, паниковать, если моторное масло не потемнело после нескольких сотен и даже тысяч километров пробега, нужно далеко не всегда. Следует, например, знать, что лубрикант загрязняется значительно медленнее, если автомобиль новый, и двигатель, соответственно, «свежий». И наоборот — чем старше мотор, и чем сильнее он загрязнен, тем смазка будет темнеть быстрее.
Многое зависит также и от спецификаций топлива. Качественное, как правило, более дорогое горючее в меньшей степени провоцирует детонацию силового агрегата, полностью прогорает и не оставляет в камере сгорания ненужных осадков. Отсюда — опять-таки менее быстрый процесс деградации и потемнения масла.
Экстремальное температурное воздействие и масляное голодание мотора также являются причинами нештатного изменения характеристик масла и его чрезмерного загрязнения отложениями.
Проще говоря, когда автомобиль страдает от частых холодных пусков зимой, не прогревается перед поездкой, регулярно эксплуатируется под нагрузкой, с недостаточным количеством масла в картере или с неисправностями системы охлаждения, лубрикант будет деградировать существенно быстрее. Соответственно и наоборот — если машина «ночует» зимой в теплом гараже, водитель заправляет ее дорогим топливом и не насилует двигатель, регулярно загоняя стрелку тахометра к красной зоне, то ухудшение эксплуатационных свойств смазки будет происходить медленнее, равно как ее потемнение.
Каких проблем ждать автовладельцу, если не чернеет моторное масло
Большинство автовладельцев напрягается, когда видит темное и почерневшее моторное масло, и пребывает в блаженной уверенности относительно хорошего состояния внутренностей двигателя, если смазка светлая, да имеет высокую степень прозрачности. На самом деле, такой подход отнюдь не всегда гарантирует благополучие силового агрегата. А иной раз вообще — катастрофически опасен.
Чтобы разобраться почему это так, нужно знать хотя бы в общих чертах вспомнить, как работает масло в моторе. Напомним, что оно состоит из основы того или иного типа (минеральной, полусинтетической, либо синтетической), в которой растворены всевозможные присадки. Причем доля последних в составе некоторых видов смазок для двигателя достигает 20% объема. При этом цвет нового моторного лубриканта обычно светло-желтый или коричневатый при обязательной прозрачности этой субстанции. Не даром создатели рекламных видео так любят использовать масло для съемок роликов про пиво — цвет и прозрачность этих совершенно разных жидкостей удивительно похожи.
Возвращаясь к моторным смазкам и их присадкам, скажем, что, грубо говоря, масляная основа отвечает за уменьшения трения между трущимися частями механизма, а присадки, помимо помощи ей в этом деле, выполняют функции предупреждения вспенивания, повышения рабочей температуры смазки, препятствования ее окислению и прочим.
И в том числе, они улучшают моющие свойства моторного масла. Дело в том, что в процессе сгорания топлива в цилиндрах неизбежно образуется копоть, нагар и прочие твердые частицы, а также продукты неизбежного угара самого масла.
Все это может оседать на поршнях, на поверхностях камеры сгорания, на клапанах, в масляных каналах блока цилиндров. Понятно, что эти отложения отнюдь не способствуют правильной работе движка. Их обилие может вызвать даже фатальную поломку силового агрегата. По этой причине так называемые моющие свойства любого моторного масла крайне важны.
И «чернота» жидкости, которую мы видим на щупе, контролируя уровень смазки в моторе, это как раз хороший признак — разумеется, если дело происходит при соблюдении интервалов замены масла и фильтра! Темный цвет лубриканта означает, что он хорошо выполняет одну из своих непосредственных обязапнностей — растворяет все эти нагары и отложения, не давая им осесть на внутренностях движка. При смене масла вся эта гадость будет благополучно удалена.
А вот если после очередной такой операции авто пробежало уже изрядное количество тысяч километров, а смазка все еще прозрачна и чиста, это означает одно: она не выполняет своих функций! Вся дрянь, образующаяся при сгорании топлива, остается в двигателе, в ускоренном темпе приближая его капитальный ремонт. Моторное масло с такими свойствами следует немедленно слить, заменить новым и больше никогда им не пользоваться!
Моторное масло не темнеет — хорошо или плохо?
Сколько уже написано тем о параметрах моторного масло для автомобиля. Какой вид выбирать, как правильно заливать, о чем говорит нехватка в системе и прочее. Но у некоторых автомобилистов все равно возникает целая куча вопросов на эту тему. Как известно, моторное масло имеет определенный ресурс. Производитель должен в обязательном порядке следовать интервалу замены этой технической жидкости. О том, что масло пора менять, говорит его слишком темный цвет. Но что делать, если расходник находится в системе уже долгое время, но его цвет все еще остается светлым?
Светлое моторное масло, которое эксплуатировалось долгое время, следует срочно заменить на другое
Неопытный автовладелец при виде потемневшего масла сразу начнет искать проблему и пути ее решение в Сети. А вот если маслу уже пошел второй год, а оно все еще светлое — без сомнений, система пребывает в идеальном состоянии. Такой подход не является правильным. Если смазка в моторе не темнеет долгое время, это может говорить о катастрофических проблемах с агрегатом.
Чтобы разобраться, почему происходит именно так, следует сначала узнать, для чего в моторе смазка и по какой системе она работает. Состав моторного масла не сложный — основа и присадки. Основа может быть минеральной, синтетической и полусинтетической, а присадок на рынке большое количество. Доля последних в составе некоторых масел может достигать и 20%. Как правило, цвет нового моторного масла светло-желтый или немного коричневатый. Субстанция обязательно должна быть прозрачной.
Масляная основа в системе отвечает за то, чтобы снижать силу трения между деталями. Присадки в составе позволяют выполнять многие функции — предупреждают вспенивание, повышают рабочую температуру масла, препятствуют его окислению. Кроме того, они влияют на моющие свойства смазки.
Когда в цилиндрах сгорает топливо, на их стенках образуется налет и копоть. И сюда же можно отнести продукты горения самого масла. Вся эта грязь оседает на поршнях, на поверхности камеры сгорания, клапанах и в масляных каналах. Подобные отложения негативно влияют на работоспособность всего мотора. Если не проводить промывку, можно довести до фатальной поломки двигателя. По этой причине наличие моющих компонентов в составе масла очень важно.
Когда мы проводим проверку уровня масла в системе, на щупе можно заметить черноту — это признак того, что смазка работает хорошо и мотор очищается в процессе работы. От владельца требуется только периодически проводить замену масла, так как со временем его свойства начинают теряться. Кроме того, с заменой удаляется вся грязь, которая успела собраться с мотора.
Темное моторное масло — признак нормальной работоспособности смазки
Если же смазка после длительной эксплуатации не меняет свой цвет, вывод только один — она не выполняет свои функции и не очищает двигатель от отложений. Весь нагар, который образуется в момент сгорания топливовоздушной смеси, остается на стенках. Моторное масло с такими свойствами не может использоваться в автомобиле. Поэтому, при обнаружении такого явления, его следует сливать и менять на новое.
Итог. Моторное масло со временем начинает менять цвет — это говорит о его нормальном функционировании в моторе. Если жидкость остается светлой долгое время, ее следует срочно заменить на новую.
Почему моторное масло не темнеет, и можно ли не менять, пока оно светлое
Потемнение масла — это нормальное явление, которое мог наблюдать практически любой автовладелец. Смазывающая жидкость может стать не просто темной, а смольно-черной. При этом она начнет тянуться как кисель. Но бывает и так, что срок замены жидкости подходит, а масло практически не меняет цвет. Нормально это или нет, разберем в нашей статье.
Причина потемнения моторного масла
Обычно моторное масло меняет свой цвет после 150 — 200 км пробега. Особенно на автомобилях возрастом более 5 лет. При этом причин этому явлению может быть несколько. Вот некоторые из них:
Окисление масла. Смазывающая жидкость имеет в своем составе большое количество соединений. И один из самых важных компонентов — это щелочь. Вернее, щелочные соединения. При контакте с разными компонентами двигателя щелочь меняет свои свойства. Среда становится более кислой. Цвет жидкости изменяется.
Старое масло. Если при замене масла двигатель не подвергали чистке, то вероятность смешивания старой и новой смазочной жидкости просто неизбежна. При этом скорость потемнения нового масла будет зависеть, в том числе, и от состояния прежней жидкости.
Эксплуатационный срок ДВС. Старые моторы с высокой выработкой довольно часто грязные изнутри. В них много нагара, стружки и прочего «черного» сора. Все это в совокупности влияет на качественные показатели масла.
Это основные вещи, которые могут изменить цвет смазывающей жидкости в первую очередь. Однако масло темнеет не всегда. Даже после 1000 км пробега.
Когда масло окисляется медленнее
В некоторых случаях водители начинают паниковать, если видят, что масло не сильно потемнело после значительного пробега. При этом они не учитывают важные вещи, такие как:
Свежий двигатель. Такая «проблема» часто встречается на новых автомобилях. Водители делают первую замену масла, и начинают сильно нервничать после первых 500 км. Масло практически не меняет цвет. А причиной всему является относительная чистота двигателя и его внутренних узлов.
Чистое топливо. Еще один пункт, который заставляет задуматься. Часто при смене заправки водители сталкиваются с тем, что новое масло перестает темнеть. Это легко объясняется. Хорошее топливо обладает оптимальной детонацией. Оно полностью прогорает и не оставляет после себя гари и ненужных осадков.
Настроенный двигатель. В совокупности со вторым пунктом данный фактор позволяет продлить жизнь мотору. Также он обеспечивает правильный цикл сгорания и цвет масла остается без изменений.
Невысокая температура горения. При меньшей рабочей температуре образуется небольшое количество нагара и копоти. Маслу не от чего становится грязным.
Поэтому светлый оттенок масла не всегда говорит о неисправности. Чаще он указывает на нормальную работу всех узлов и компонентов двигателя.
Говорит ли быстрота почернения о моющих свойствах
Действительно, еще лет 20-30 назад моторное масло именно так и проверяли. Считалось, что хорошая смазывающая жидкость должна не только помогать уменьшать коэффициент трения, но и качественно омывать узлы двигателя изнутри. Поэтому оно должно темнеть уже после 150-200 км пробега.
Сегодня данное утверждение потеряло свою актуальность. Особенно если речь идет о машинах, выпущенных за последние несколько лет. Во-первых, двигатели меняются. Они уже не так «коптят» как раньше. Во-вторых, разрабатываются новые химические формулы моторных масел, которые не дают темного оттенка при длительном пользовании.
Сегодня потемнение масла в двигателе встречается реже. Оно указывает на качество самой смазывающей жидкости лишь косвенно, и то на двигателях старых автомобилей.
Стоит ли менять масло, если срок подошел, а оно еще светлое
Определить качество того или иного масла может только специальная химическая лаборатория. Ни один мастер на СТО не сможет точно сказать, нужно ли менять смазывающую жидкость или нет, определив ее состав «на глазок».
Делать замену нужно согласно техническим рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. При этом старые нормы в 10 000 км для легкового автотранспорта уместны не всегда, и не для всех машин.
Масло может практически не менять свой цвет, однако его нужно сливать через определенное время (количество пройденных километров). В противном случае оно начнет очень быстро терять свои эксплуатационные характеристики. А это грозит частичным или капитальным ремонтом двигателя.