- Почему в США бензин дешевеет, а в России дорожает?
- Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?
- Зависимость цен на бензин от различных факторов
- Как курсы валют и цены на топливо зависят от цен на нефть
- Курс рубля зависит от котировок нефти
- Цена на топливо не зависит от цены на нефть
- Цены на дизельное топливо в последние годы обогнали цены на бензин
- После падений следует рост
Почему в США бензин дешевеет, а в России дорожает?
Мировые цены на нефть снижаются. В результате цены на бензин в Америке падают вместе с котировками, а в России все наоборот. Анализируем экономические причины, опрашиваем экспертов и сравниваем графики с 2006 года по наши дни.
Для начала — внимание на кривые. К сожалению, данные по российским ценам на бензин доступны не с 2006-го, а только с 2008 года, но и без более ранних показателей все прекрасно помнят, что серьезных трендов по удешевлению топлива у нас никогда не было. Цены всегда росли – медленнее ли, быстрее ли, но динамика — только вверх. А вот американские расценки на заправках всегда в большей или меньшей степени зависели от нефтяных котировок.
Обратите внимание, что российские цены указаны в рублях за литр, а американские — в долларах за галлон. Галлон — это 4,55 литра. Если перевести стоимость топлива в США (2,91 доллара за галлон) в удобные для нас величины, то получится 29,35 рубля за литр неэтилированного бензина. В США нет марок Аи-92 и Аи-95, но по составу заокеанское топливо ближе к нашему 92-му.
Таким образом, по состоянию на 11 ноября 2014 в США литр бензина стоит почти на 3 рубля дешевле, чем в России.
Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?
1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть.
Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг.
А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает.
Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены.
Игорь Буцаев,
начальник техническо-экономических исследований компании «Гипровостокнефть»
2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний.
Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. «Лукойл» — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.
3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины.
Это называется «налоговый маневр». Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.
4. Потому, что государство повышает акциз на бензин.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть «налоговый маневр» удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.
Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?
У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин.
Игорь Буцаев,
начальник техническо-экономических исследований компании «Гипровостокнефть»
Зависимость цен на бензин от различных факторов
Кулаева Татьяна Вячеславовна, студентка3 курса направления подготовки «Экономика»,Саратовский социальноэкономический институт(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россияtania.kulaeva@gmail.ru
Зависимость цен на бензин от различных факторов
Аннотация. В статье осуществляется анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на цены бензина в РФ. Для исследования динамики цен построены модели, описывающие зависимость потребительских цен на бензин от наиболее значимых факторов. На основе результатов исследования были сделаны выводы о формировании цен на бензин в РФ.
Ключевые слова:бензин, цена на бензин, нефть, нефтедобыча, ценообразование, акциз, доллар.
На сегодняшний момент времени литр бензина АИ92 в России подорожал в среднем до 34 рублей, а в некоторых регионах почти достигает 37 рублей за литр (Краснодар –цена за литр 36.9 по состоянию на 29.12.2016 г.). Во многих странах, являющихся экспортерами нефтицены на бензин на внутреннем рынке значительно меньше (например, в Венесуэле, которая как и РФ является крупнейшим экспортером нефти, за меньшую сумму можно заправить полный бак). С точки зрения обычного жителя России, который имеет хоть какоето представление о природных запасах нашей страны исоставе бензина, вызывает определенное недоуменениедовольно высокая цена на бензин. Действительно, несмотря на то, что Россия входит в десятку стран с самыми большими запасами нефти в мире, уровень цен на внутреннем рынке достаточно высок и стремительно растет.От чего же зависит цена на бензин и почему она так высока в России –нефтедобывающей стране?В рамках проведенного нами исследования было выдвинуто семь факторов, предположительно влияющих на цены бензина, среди которых: поступление налогов, сборови иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, фьючерс на Нефть Brent, индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации, добыча сырой нефти в России, производство автомобилей, курс доллара[1].На основе выдвинутых факторов была построена экономикоматематическая модельзависимости цен на бензин от вышеперечисленных факторов на основе ежемесячных данных за 20092015 гг.Первый очевидный фактор, который на наш взгляд имеет непосредственное влияние на ценообразование нефтесодержащего продукта–это объем нефти, производимой на территории страны. Нами былавыдвинутагипотезао том,что чем выше объем добычинефти, тем больше предложение, а, следовательно, ниже цена на сам бензин. На основе имеющихся статистических данных было построено и проанализировано поле корреляции (рис. 1)
Полекорреляциинаглядно демонстрирует зависимостьфакторов,причем наилучшей оказалась степенная зависимость, что позволяет сделать вывод о том, что значения увеличиваются с нарастающей скоростью. Действительно, что цены на бензин растут стремительно с увеличением объемов добычи нефти, подчиняясь рыночным законампредложения. Таким образом, с 2009 по 2015 год цены на бензин выросли с 19,07 руб. до 35 руб., а объем добычи вырос с 9343 bbl/d/1kдо 10407 bbl/d/1k.Коэффициент корреляции показывает тесную связь, Fкритерий Фишера указывает на тесную связь, параметры статистически значимы, что позволяет создать прогноз цены на нефть, при предполагаемом объеме добычи нефти на территории России[2].Организация странэкспортеров ОПЕК сделала прогноз объемов добычи нефти в России на уровне 10900 bbl/d/1k. При этом, прогнозируемое среднее значение цены на бензин в 2017 году на уровне 36,88 рублей. Однако, следует учесть, что огромное влияние на цену на нефть оказывает политика, проводимая в сфере налогообложения.Добычаполезных ископаемых –это одна из статей дохода бюджета России, которая формируется за счет налоговых поступлений –это в том числе и акцизы на автомобильный бензин. Сложность исследования связи состоит в данных налоговых поступлений, которые учитываются с опозданием, а в некоторых случаях являются взаимоисключаемыми[3].Также, в 2015 году наблюдаются отрицательные значения в связи с тем, что доходы налогоплательщиков снизились в разы. Поэтому для анализа были взяты данные 20092011 годов. При этом были удаленывзаимоисключающиеся данные за майиюнь 2011 года. Построив поле корреляции, был выявлен полиномиальный тренд второй степени, что описывает тенденции динамики, для которых на некотором, обычно непродолжительном, этапе развития свойственно примерно постоянное ускорение абсолютных изменений уровней (рис. 2)[4].Действительно, наблюдается ускорение роста как акцизов на бензин (за период с 2009 по 2014 г. ставки акциза по автомобильному бензину,соответствующему классу 3, 4 или 5, выросли на 85%), так и цен на бензин.
Например, в структуре розничной цены на бензин АИ92 в 2015 году удельный вес акциза составляет 15, 49%, а НДС 11,77%, причем с каждым годом доля акциза в структуре растет.Налоги –это значительная часть цены на бензинНефть часто называют черным золотом. Вероятно, это связано с тем, что нефть является хорошим объектом для инвестиций. Следовательно, должна существовать связь цен на нефть (а, следовательно, и на бензин) и фьючерсов на нее. Построив поле корреляции фьючерсов на нефть и цен на бензин, было замечено, чтоточки выстраиваются в параболу (рис. 3).Построив тренд, получили полиномиальнуюзависимость 2 степени. Однако, необходимо проверить: имеет ли место автокорреляция[5].
Для того, чтобы проверить остатки на автокорреляцию был рассчитан коэффициент ДарбинаУотсона DW= 0,0079. Так как DWdL(0,0079
Как курсы валют и цены на топливо зависят от цен на нефть
Нас, аналитиков, хлебом не корми — дай проанализировать какие-нибудь данные. А когда на днях подскочил курс валют, стало интересно и в этом разобраться.
Так что мы собрали небольшой, но информативный дашборд в Power BI. Для этого понадобилась информация о:
- котировках нефти на бирже;
- курсах доллара и евро по данным ЦБ РФ;
- розничных ценах в России на топливо АИ-92, АИ-95, ДТ.
Данные собраны за каждый день, начиная с января 2010 года.
Особенность этих данных в том, что курс по выходным дням не устанавливался и использовалось последнее значение за рабочий день. Котировки нефти тоже устанавливались не каждый день.
Давайте разберёмся в этой красивой интерактивной картинке, потому что нам нужна не просто информация, а выводы.
Курс рубля зависит от котировок нефти
Падение цены на нефть пропорционально курсу рубля и обратно пропорционально курсу доллара и евро. На графике курс валют в России — значит, в рублях. Очевидно, что если курс рубля падает, то евро и доллар растут.
Некоторые аналитики даже придумали «Формулу 3300», которая устанавливает соответствие между ценой на нефть и курсом рубля. Баррель нефти в рублях должен стоить примерно 3300 (есть вариации в 3600 и 3000), поскольку доходы от экспорта должны оставаться на одном уровне. Зная цену за 1 баррель нефти в долларах, можно примерно определить курс рубля. Делим 3300 на цену за 1 баррель в долларах и получаем примерный курс. Судя по этой формуле, доллару есть куда расти (что мы и наблюдаем сейчас).
Цена на топливо не зависит от цены на нефть
Обидно, досадно, но факт. Для тех, кто еще ждёт падения цен на топливо, объясняем, почему его не будет.
Стоимость топлива складывается из сырья, стоимости переработки, налоговых сборов и наценки. По данным Российского топливного союза — доля нефти в конечной стоимости 1 литра топлива занимает около 4%. Если нефть дорожает, то и топливо дорожает. А если цена на нефть падает, то компании, продающие нефть (они же её и добывающие), возмещают потерянную прибыль за счёт повышения цен на конечный продукт. Есть ещё третий вариант, когда на рост цены топлива оказывает влияние рост налогов, но это уже совсем другая история.
Цены на дизельное топливо в последние годы обогнали цены на бензин
Мы уже знаем, почему дорожает всё топливо в целом. Но почему произошло резкое подорожание дизельного топлива, если это всего лишь производный продукт?
Ответ самый простой — спрос рождает предложение, ведь в последнее время стали очень популярны автомобили с дизельными двигателями.
После падений следует рост
На графике отчётливо видны основные кризисные ситуации:
- 2014-2015 годы: причинами послужили прогнозы Международного энергетического агентства о снижении спроса и неспособность стран ОПЕК прийти к соглашению;
- 2016 год: в декабре 2015 страны ОПЕК вновь отказались снижать квоты на добычу нефти, что привело к максимальному снижению цены на нефть в январе —до 27,5$;
- 2020 год: страны ОПЕК+ (страны ОПЕК плюс Россия, Казахстан и Азербайджан) не договорились о сокращении добычи нефти.
Значения котировок нефти на сегодняшний момент бьют предыдущие «рекорды».
Возможно, странам ОПЕК нужно быть более сговорчивыми. Но, как мы видим, после каждого падения следует рост. Насколько сильный и быстрый — это уже другой вопрос, этим занимаются аналитики другого уровня.